Учебно-исследовательская работа по химии в 3 классе на тему «Содержание крахмала в любимых продуктах питания младших школьников»
Введение
Актуальность: Жизнь современных детей очень насыщена. Это учёба в школе, внеурочная работа, кроме этого сейчас все ребята неусидчивы и очень подвижны. В течение дня они тратят огромное количество сил и энергии. Поэтому нас заинтересовал вопрос, где можно получить ту самую энергию. К сожалению, не все школьники это знают. А ответ прост – энергия в крахмале. Мы решили выяснить, а есть ли крахмал в продуктах, которые дети особенно любят.
Цель: исследовать любимые продукты питания младших школьников на наличие крахмала.
Гипотеза: любимые продукты питания младших школьников содержат крахмал.
Объект исследования: продукты питания.
Предмет исследования: содержание крахмала в любимых продуктах питания младших школьников.
Задачи:
1. Изучить по литературным источникам крахмал и его свойства.
2. Провести анкетирование среди учеников 3 класса, чтобы определить, что знают младшие школьники о крахмале, и какие продукты они любят особенно.
3. Освоить методику и провести эксперимент.
4. Сделать вывод о том, как крахмал влияет на организм человека.
5. Изготовить памятку с рекомендациями для школьников «Польза крахмала. Необходимые продукты питания».
Методы: анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ.
Практическая значимость учебно-исследовательской работы заключается в том, что мы на основании изучения темы: Содержание крахмала в любимых продуктах питания младших школьников; изготовили памятку с рекомендациями «Польза крахмала. Необходимые продукты питания».
Ими могут воспользоваться все школьники, она содержит информацию, которую нужно знать, чтобы из множества продуктов выбрать только самые полезные.
Глава 1. Теоретическая часть
Что такое крахмал
Когда мы обратились к свободной энциклопедии «Википедия», то выяснили, что крахмал – это безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. При сжатии порошка крахмала он издаёт характерный скрип, вызванный трением частиц.[5]
В горячей воде набухает (растворяется), образуя клейстер.
Взаимодействуя с йодом, крахмал окрашивается в синий цвет. Эту реакцию открыли в 1814 году Жан-Жак Колен и Анри-Франсуа Готье де Клобри.
Крахмал является наиболее распространённым углеводом в рационе человека и содержится во многих основных продуктах питания. Так, в наиболее часто используемых для производства крахмала растениях, клубнях картофеля содержится до 24 % крахмала, в зёрнах пшеницы — до 64 %, риса — 75 %, кукурузы — 70 %.
Большинство других крахмалистых продуктов произрастают только в местах с определённым климатом, например: рожь, ячмень, гречиха, овёс, пшено, жёлуди, бананы, каштаны, сорго, батат, плоды хлебного дерева, ямс, таро, чилим, маранта, арракача, канна, колоказия, кандык японский, пуэрария дольчатая, маланга, кислица клубненосная, такка перистонадрезанная, саго, и многие виды бобовых — таких, как чечевица, бобы садовые, маш, горох лущильный, нут.
Крахмал как пищевая добавка используется для загущения многих пищевых продуктов, приготовления киселей, заправок и соусов. Широко известными блюдами, содержащими крахмал, можно назвать: хлеб, блины, лапшу, макароны, каши, кисели и различные лепёшки, в том числе тортильи.[1]
Как крахмал влияет на организм человека
Крахмал – ненасыщенный углевод, является источником питания, энергии и обеспечивает полноценное функционирование организма. При воздействии ферментов преобразуется в глюкозу.
В сыром виде плохо переваривается, разложение происходит только в толстом кишечнике.
Физиологическая роль этого продукта для организма заключается в снижении уровня холестерина, сахара, увеличению концентрации глюкозы в крови, что особо важно для больных диабетом.
Поддерживает иммунитет желудочно-кишечного тракта, способствует образованию органических кислот и стимулирует кишечник. Гасит воспалительные процессы.
Для повышения усвоения, этот продукт требует термического или химического воздействия.
Модифицированный крахмал – продукт, который прошёл окисление и готов к применению в любом виде. Повышает инулин, что негативно сказывается на зрении, гормональном фоне, состоянии сосудов.
При злоупотреблении картофельным крахмалом, нерастраченная энергетическая ценность, приводит к накоплению неизрасходованной энергии, которая преобразуется в жир и откладывается в клетках, что приводит к избыточному весу.
Аналогичными свойствами обладают и другие виды крахмала: пшеничный, рисовый, кукурузный, тапиоковый.[4]
По медицинским показаниям, суточная потребность организма в крахмале составляет 330-450 грамм.[6]
Вывод
Не существует однозначно полезных продуктов. Даже если в продукте присутствует масса полезных свойств, то обязательно найдется хотя бы одно, которое негативно будет влиять на организм. Такая особенность относится и к крахмалу.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Методика проведения эксперимента
Исследование мы проводили в школе и дома.
Исследование включило следующие этапы:
Анкетирование учеников 3 класса по теме «Продукты питания», что бы выяснить, что ребята знают о крахмале и его полезных свойствах, какие продукты питания для них самые любимые, часто употребляемые. (Приложение)
Определение содержания крахмала в продуктах питания (которые мы определили, проанализировав анкеты учеников) с помощью спиртового раствора йода 5 %. При наличии крахмала цвет йода должен измениться с желто-коричневого до темно-синего. (Проведение опытов 1-20)
2.2 Результаты эксперимента и выводы
2.2.1 Анкетирование учеников 3 класса по теме «Продукты питания»
Мы изучили литературу, узнали, что такое крахмал, в каких продуктах он содержится, какими полезными свойствами обладает, когда может навредить здоровью человека. И нам захотелось выяснить, а знают ли младшие школьники, что такое крахмал, какие продукты питания у них самые любимые, чтобы проверить на наличие крахмала.
В начале января 2017 года мы провели анкетирование среди учеников 3 класса в количестве 19 человек по теме «Продукты питания». Результаты таковы:
График 1
График 2
Таблица 1
Любимые продукты питания
Продукты питанияОвощи
Кол-во человек
Фрукты
Кол-во человек
Молоч-ые продукты
Кол-во человек
Мясные продукты
Кол-во человек
Хлебобул-ые и крупяные изделия
Кол-во человек
1
морковь
15
банан
14
молоко
14
сосиски
16
хлеб
9
2
картофель
14
яблоко
13
йогурт
13
колбаса
15
булочки
7
3
огурец
11
груша
11
сметана
12
шашлык
6
макароны
2
4
помидор
11
мандарин6
сыр
6
котлета
3
пряники
1
5
свёкла
9
апельсин
4
творог
5
курица
8
гречневая
9
6
капуста
3
виноград
3
кефир
2
свинина
3
рисовая
8
7
кукуруза
3
гранат
2
сливки
1
баранина
1
овсяная
7
8
перец
1
ананас
1
мороженое
1
пшено
3
9
редис
1
манная
1
10
кукурузная
1
Выводы
В результате анкетирования оказалось, что младшие школьники совершенно не знают, что такое крахмал, чем он полезен для человека. Так же нам удалось определить, какие продукты у детей самые любимые и часто употребляемые.
2.2.2 Определение содержания крахмала в продуктах питания
Определив любимые продукты младших школьников, мы выбрали для опытов на определение содержания крахмала в них самые популярные. Такими оказались:
овощи — морковь, картофель, огурец, помидор, свёкла;
фрукты — банан, яблоко, груша;
молочные продукты — молоко, йогурт, сметана, сыр;
мясные продукты: сосиски, колбаса, мясо-свинина;
хлебобулочные и крупяные изделия — хлеб, булочка, макароны, рисовая и гречневая крупы.
После проведения опытов мы получили следующие результаты:
Фото 1 Морковь
Фото 2 Картофель
Фото 3 Огурец
Фото 4 Помидор
Фото 5 Свёкла
Фото 6 Банан
Фото 7 Яблоко
Фото 8 Груша
Фото 9 Молоко «Российское» «Белый замок»
Фото 10 Йогурт «Нежный» «Кампина»
Фото 11 Сметана 10 % «Белый замок»
Фото 12 Сыр
Фото 13 Сосиски «СПК» «Молочные»
Фото 14 Колбаса «СПК» «Покровская»
Фото 15 Мясо-свинина
Фото 16 Хлеб
Фото 17 Булочка
Фото 18 Макароны
Фото 19 Рисовая крупа
Фото 20 Гречневая крупа
Таблица 2
Содержание крахмала в исследуемых продуктах
Продукты питанияОвощи
Наличие крахмала
Фрукты
Наличие крахмала
Молочные продукты
Наличие крахмала
Мясные продукты
Наличие крахмала
Хлебобулочные и крупяные изделия
Наличие крахмала
1
морковь
+
банан
+
молоко
—
сосиски
+
хлеб
+
2
картофель
+
яблоко
+
йогурт
+
колбаса
+
булочки
+
3
огурец
+
груша
+
сметана
+
свинина
—
макароны
+
4
помидор
+
сыр
—
гречневая
+
5
свёкла
+
рисовая
+
Выводы
После проведения опытов стало понятно, что крахмал содержится во многих продуктах.
Большое содержание полезного углевода приходится на овощи и фрукты, хлебобулочные и крупяные изделия, однако в огурце, яблоке и груше крахмала оказалось очень мало, и мы едва разглядели.
Крахмал отсутствует в молочных и мясных изделиях, это: молоко, сыр, мясо. Однако, в йогурте, сметане, сосиске, колбасе крахмал есть. Но вспомнили, что при изучении литературы мы выяснили: крахмал как пищевая добавка используется для загущения многих пищевых продуктов. [2]
Таким образом, с осторожностью в употреблении нужно отнестись к хлебобулочным и крупяным изделиям, так как по результатам опытов в них очень большое содержание крахмала. Эти продукты приводят к накоплению энергии и образованию жировых клеток при частом использовании в рационе питания.[2]
Заключение
Благодаря проведенному исследованию мы пришли к выводам:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась частично: любимые младшими школьниками продукты питания содержат крахмал, кроме мяса, сыра и молока.
Польза крахмала для организма состоит в том, что он является энергетической «подпиткой». Среди вредных свойств важно отметить, что постоянное присутствие в рационе крахмала приводит к накоплению энергии, образованию жировых клеток.
Практическая значимость
Мы разработали памятку с рекомендациями для школьников «Польза крахмала. Необходимые продукты питания»:
растущему организму.
овощи — морковь, картофель, огурец, помидор, свёкла;
фрукты — банан, яблоко, груша;
молочные продукты — йогурт, сметана;
мясные продукты: сосиски, колбаса;
хлебобулочные и крупяные изделия — хлеб, булочка, макароны, рисовая и гречневая крупы.
рацион питания нужно разнообразить, больше двигаться и заниматься спортом.
Список литературы
ВолодинаВ. А. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М.; Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.
Крицман В. А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982. – 368 с.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
http://polzaverd.ru/krupy/krahmal-poleznye-svojstva.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BB
http://edaplus.info/food-components/starch.html
Приложение
Анкета «Продукты питания»
1. Перечисли свои любимые
— овощи:_______________________________________________________________________________
— фрукты:_______________________________________________________________________________
— молочные продукты:____________________________________________________________________
— мясные продукты:______________________________________________________________________
— хлебобулочные и крупяные изделия:_______________________________________________________________________________
2. Что такое крахмал?____________________________________________________________________
3. Чем полезен крахмал для человека?______________________________________________________
Памятка
«Польза крахмала. Необходимые продукты питания»
Так как крахмал – это источник энергии, то продукты с его содержанием просто необходимы растущему организму.
Продукты, в которых содержится крахмал (проверено опытами):
овощи — морковь, картофель, огурец, помидор, свёкла;
фрукты — банан, яблоко, груша;
молочные продукты — йогурт, сметана;
мясные продукты — сосиски, колбаса;
хлебобулочные и крупяные изделия — хлеб, булочка, макароны, рисовая и гречневая крупы.
Чрезмерное употребление в пищу данных продуктов может привести к ожирению. Поэтому рацион питания нужно разнообразить, больше двигаться и заниматься спортом.
Наука о веществах. Вещества на кухне — урок. Окружающий мир, 3 класс.
Веществ известно очень много. Никто точно не может их сосчитать. Учёные утверждают, что существует более \(10\) миллионов разных веществ. Их изучает химия.
Химия — наука, которая занимается изучением веществ.
Химик — это учёный, который изучает вещества.
Многие вещества существуют в природе (вода, крахмал, соль, сахар). Из них состоят все природные тела. Других веществ в природе нет, они созданы человеком (пластмассы, железо, алюминий, сода).
У каждого вещества свои признаки — цвет, вкус, запах, растворимость в воде и др.
Самое известное вещество — это вода. Она образует океаны, моря, реки. Воду мы пьём, используем для приготовления пищи. Водой мы умываемся.
Вода — прозрачная жидкость без вкуса и запаха.
Вспомним вещества, с которыми мы постоянно встречаемся дома. Заглянем сначала на кухню. Там мы найдём много веществ: соль, сахар, соду, крахмал, уксус.
Поваренная соль
Поваренная соль — твёрдое белое солёное вещество.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому её добавляют в пищу.
В природе соль встречается в виде камня под землёй, содержится в морской воде и в воде солёных озёр.
Сахар — твёрдое белое сладкое вещество.
По внешнему виду сахар похож на соль, но отличается по вкусу. Сахар сладкий, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар из растений — сахарной свёклы и сахарного тростника.
Ещё одно сладкое вещество — глюкоза. В аптеках она продаётся в виде больших сладких таблеток с витамином C.
В природе глюкоза содержится в различных частях растений и придаёт им сладкий вкус. Особенно много её в винограде. Поэтому глюкозу называют также виноградным сахаром.
Глюкоза — твёрдое белое сладкое вещество.
Крахмал — твёрдое белое безвкусное вещество.
Крахмал — одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения: картофеле, хлебе, макаронах, крупах.
Можно узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Настойка становится сине-фиолетовой, если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал. Таким способом можно определить, что крахмал содержится, например, в белом хлебе и клубнях картофеля.
Сода — твёрдое белое вещество (не сладкое и не солёное). Сода используется для приготовления теста. Она помогает почистить посуду. Раствор соды применяют для полоскания горла при простуде.
Проект по окружающему миру (3 класс) на тему: Детские Проекты: Нужен ли человеку крахмал и где его найти? ,Вода в доме.
352360, Краснодарский край, ст. Тбилисская, ул. Толстого, 24 тел.: 8 (86158) 3-71-12, 3-29-54
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции
«Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Нужен ли человеку крахмал
и
где его найти?
Секция:
Автор:
Зуева Илона Юрьевна,
3 «А» класс,
МОУ «СОШ №7»
ст.Тбилисская
Краснодарский край.
Научный руководитель:
Сабельникова Ольга
Владимировна,
учитель начальных
классов
МОУ «СОШ № 7».
ст. Тбилисская
2010 год
Краткая аннотация.
«Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия…»
Антуан де Сент Экзюпери
В данной работе представлен материал о крахмале, его свойствах, способе получения и применения его.
Найден способ установления содержания крахмала в чаще употребляемых продуктах. Практическим путём выявлены продукты, содержащие наибольшее количество крахмала. Даны предположения о пользе и вреде употребления крахмала. Составлена памятка по правильному питанию.
Аннотация.
Цель исследования: изучить, необходимое для человека, вещество-крахмал и выявить продукты с наибольшим содержанием крахмала.
Методы исследования: изучение дополнительной литературы, эксперимент, наблюдение.
Полученные данные: были изучены источники интернет и дополнительная литература о свойствах крахмала, найден способ обнаружения содержания крахмала в различных продуктах и полученные результаты практического исследования сравнили с дополнительными источниками .
Продукты , содержащие крахмал:
Продукты с наименьшим содержанием крахмала:
Выводы: крахмал — это важная составная часть традиционного питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, производимой для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно , чтобы они были в нашем питании, но в очень умеренном количестве.
Кроме того правильное потребление крахмалосодержащих продуктов требует понимания некоторых моментов:
1. Крахмалы хорошо сочетаются между собой и очень плохо сочетаются с другими продуктами.
2. Лучше всего сочетать крахмалы с салатами из сырых овощей
3. Крахмалы лучше перевариваются, когда в организме достаточно витаминов группы В.
4. Термически обработанные крахмалистые продукты, усваиваются тяжелее сырых.
Мной составлена памятка по употреблению продуктов, содержащих крахмал.(приложение №2)
Оглавление.
Введение…………………………………………………………..
Глава 1.Крахмал и его свойства.
1.1.Характеристика крахмала…………………………….
1.2.Свойства крахмала………………………………………
1.3.Виды крахмала и его получение………………………
Глава 2 . Определение наличия крахмала в продуктах питания.
2.1. Содержание крахмала в картофеле ………………………
2.2. Содержание крахмала в других продуктах………………..
2.3. Польза или вред употребления продуктов, содержащих крахмал…
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………..
Научно-исследовательский проект (описание работы).
Введение.
Мы живём в мире, который перенасыщенном различным количеством продуктов. Полезны ли все они? Многие дети любят чипсы, жареную картошку. Что же является основным веществом в их составе?
Крахмал.
Крахмал – это основной углевод растений, который накапливается в семенах, луковицах и клубнях, листьях и стеблях.
Крахмал и крахмалопродукты играют важную роль в народном хозяйстве. Они используются в хлебопекарной, консервной, кондитерской, молочной, пищеконцентратной и других отраслях промышленности.
Современное крахмалопаточное предприятие представляет собой комплекс производств по выработке крахмала, его переработке в крахмалопродукты, по утилизации побочных продуктов и изготовлению из них масла, кормов, экстракта, клейковины и прочего.
Перевод предприятий крахмалопаточной промышленности на отечественное зерновое сырье был связан с разработкой технологии получения крахмала из нетрадиционных видов сырья (сорго зерновое, рожь, пшеница, ячмень, горох). Зерно этих видов сырья различается по форме, размеру, плотности, массе, химическому составу, строению, по структуре и свойствам их крахмалов.
С использованием методов физико-химического воздействия на зерно разных культур изучены процессы набухания зерна в растворах реагентов и ослабления межмолекулярных связей между компонентами зерна (крахмалом, белком, оболочками, зародышем и эндоспермом), разделяемости компонентов при физическом и биохимическом воздействии на зерно.
Полученные результаты использованы для научного обоснования основных параметров технологических процессов переработки разных видов зерна на крахмал и побочные продукты.
Совместно с НИИ пищевой промышленности проведены исследования состава, структуры и физико-химических свойств крахмалов из нетрадиционных видов сырья.
Результаты исследований были использованы при разработке рецептур диабетических сортов хлеба (с добавлением пшеничной клейковины), мясных и овощных полуфабрикатов и готовых продуктов с добавкой пшеничного белкового концентрата, горохового белкового изолята и концентрата, гороховой клетчатки.
Совместно с научно-исследовательскими организациями сельского хозяйства проводятся исследования по созданию в различных регионах страны перспективных сортов и гибридов зернового сырья для получения крахмала с различными свойствами.
Созданы новые виды крахмалов и крахмалсодержащих материалов с применением физико-химической обработки и получением продуктов с заданным составом и свойствами медицинского, пищевого и технического назначения.
Промышленностью освоен выпуск по этим технологиям более 20 видов крахмалов — эффективных загустителей, стабилизаторов, улучшителей хлебобулочных и кондитерских изделий, мороженого и других продуктов.
Цель нашего исследования: изучить, необходимое для человека, вещество-крахмал и выявить продукты с наибольшим содержанием крахмала.
Задачи:
1.Изучить литературу и источники в интернет о необходимом для человека веществе-крахмале.
2.Выяснить важные свойства крахмала , необходимые для человека.
3.Установить продукты с большим содержанием крахмала.
4.Разработать рекомендации для учащихся «Полезные продукты, содержащие крахмал»
Объект исследования: правильное питание
Предмет исследования: крахмал и его свойства
Гипотеза: если изучить свойства крахмала , можно следить за правильностью питания, своим здоровьем и дать рекомендации другим по употреблению продуктов, содержащих крахмал.
Глава1.
Слово «крахмал» произошло от немецкого kraftmehl, что значит «крепкая мука». И действительно, этот белый безвкусный пылеобразный порошок больше всего напоминает муку, только, если его сжать пальцами, он характерно поскрипывает. Крахмал хорошо растворяется в холодной воде и не растворяется в спиртах. А если залить его водой горячей, начинает сжиматься в комочки. Дело в том, что крахмал откладывается в клетках растений в виде «зерен». Для получения, скажем, картофельного крахмала, «зерна» вымываются водой, чаще всего родниковой. И если вода горячая, они разрушаются и крахмал превращается в клейстер, которым можно только обои клеить.
Крахмал и крахмалопродукты играют важную роль в народном хозяйстве. Они используются в хлебопекарной, консервной, кондитерской, молочной и других отраслях промышленности.
Основные виды крахмала:
— Картофельный крахмал
— Кукурузный крахмал
— Пшеничный крахмал
— Рисовый крахмал.
Одно из основных свойств крахмала – набухание , то есть способность впитывать холодную воду, не растворяясь в ней.
Расскажем о часто применяемых видах крахмала.
КАРТОФЕЛЬНЫЙ крахмал.
Трудно себе представить, как люди могли обходиться без картофеля. Ведь среди всех продовольственных культур, за исключением разве пшеницы, нет ни одной, которая занимала бы столь важное место в жизни человека, как он.
Картофель прежде всего превосходный продукт питания. Из него готовят сотни разных блюд и продуктов. Благодаря высокому содержанию углеводов и прежде всего крахмала картофель в значительной мере восполняет нашу потребность в калориях. Картофель, подобно хлебу, никогда не приедается. Вот почему в питании человека он занимает второе место после хлеба. Недаром в нашей стране и ряде других стран картофель называют вторым хлебом.
По мнению многих исследователей, значение картофеля в питании человека в будущем не только не снизится, а, наоборот, возрастет.
Больше всего популярен в России, или, как его еще называют, «картофельная мука». Без него не обходится производство киселей, вареных колбас, сосисок и сарделек, его используют для загущения супов и подливок, добавляют в крем — чтобы oн не «расплывался». Картофельный крахмал образует достаточно прозрачную массу. Он лучше всего подходит для фруктовых киселей.
Крахмал вовсе не улучшает вкус продукта, его применение — вынужденная производственная необходимость.
Вместе с другой зерновой мукой, прежде всего пшеничной, крахмал вводят в различные виды теста. В бисквите он убирает лишнюю влагу, и выпечка получается более легкой и воздушной.
ПШЕНИЧНЫЙ крахмал.
Внешний вид – однородный порошок.
Цвет – белый, допускается серовато-желтый оттенок.
Запах – соответствует крахмалу, без стороннего запаха.
Этот вид крахмала используют в хлебопекарной промышленности для улучшения качества мучных изделий, их пористости, объема, консистенции и замедления черствения.
Пшеничный крахмал применяется для производства бисквитов, пудингов, желейных изделий типа рахат-лукума.
Этот крахмал широко используется в мясном производстве.
Преимущество пшеничного крахмала над картофельным в его вкусовых качествах.
Как растения вырабатывают крахмал?
С помощью солнечного света и хлорофилла растения соединяют воду, впитываемую ими из почвы, с двуокисью углерода, которую они получают из воздуха, в сахар. Сахар растения преобразуют в крахмал. Растения накапливают крахмал маленькими крупинками в стволах и стеблях, корнях, листьях, плодах и семенах.
Производство крахмала из картофеля в промышленных условиях началось в начале XIX в.
Как же делается картофельный крахмал?
Способ добывания крахмала в домашних условиях.
Берут несколько клубней , моют, растирают на терке и затем заливают холодной водой. Вода вымывает крахмал из клеточной ткани и осаждает его на дно посуды. Потом воду несколько раз меняют до тех пор, пока сливаемая вода не станет чистой и бесцветной. На дне посуды остается сероватое вещество, которое остается лишь высушить, после чего получается крахмал.
На крахмальных заводах в принципе практикуется тот же метод, но разница, разумеется, в масштабах производства и в том, что на заводах применяют всевозможные машины и аппараты. Очищенный и промытый крахмал потом высушивают и используют в разных производствах .
Глава 2.
Проведение эксперимента. Определение наличия крахмала в картофеле .
Возьмём ломтик картофеля и настойку йода из аптечки. Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится — то в каком количестве.
Приготовим для опыта картофель.
Приготовим для опыта картофель. Капнем йод на срез картофеля.
Бурый цвет картофеля превратился в тёмно-фиолетовый.
Вывод: в картофеле содержиться крахмал.
777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
Сравним яблоко и картофель.
Йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке — значит, в картофеле крахмала больше.
Установим, в каких ещё продуктах содержится крахмал.
Для этого нанесем капельку йодной настойки на кусочек хлебного мякиша, ломтики моркови, яблока или груши, свежий срез арбуза или дыни, на муку .
Исследуем таким же способом манную и рисовую крупу, молоко, сахар, поваренную соль.
Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!
8888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
Вывод
Вывод…………………………………………………………………
99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999
Вывод………………………………………………………………………………………….
1212121212122222222222222222222222222222222222222222
Вывод……………………………………………………………………………………
444444444444444444444444444444444444444444444444444444444
Вывод………………………………………………………………………………
Установили, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие — нет.
Вывод:
Содержится крахмал в ………………………………………………………………….
Содержится крахмал в малом количестве………………………………………………..
Овощи с большим содержанием крахмала :
Хрустящий картофель (чипсы) 53
Kартофель фри 35
Картофельные крокеты 20
Сырой картофель 15.4
Вареный картофель 14
Хрен 11.7
Имбирь 11.2
Картофельное пюре 11
Продукты с низким содержанием крахмала :
Чеснок
тыква
горох
артишок
кольраби
цикорий, спаржа
капуста, грибы, эндивий
зеленый и красный перец
петрушка
редис
шпинат
пастернак.
Содержание крахмала в % в некоторых продуктах питания:
Белый рис 78
Цельный рис 75
Просо 69
Маис/кукуруза 65
Овес 61
Пшеница 60
Ячмень 58
Рожь 54
Мука
Рисовая мука 79
Кукурузные хлопья 74
Ячменная мука 72
Пшеничная мука 72
Попкорн 68
Кукурузная мука 65
Блюдо из овса 61
Хлеб
Свежий хлеб 66
Сухари 61
Сухари из цельной муки 58
Белый хлеб 48
Ржаной хлеб 45
Выпечка из слоеного теста 37
Макаронные изделия
Спагетти 75
Лапша 65
Лапша из цельной муки 64
Овощи и растения, не содержащие крахмал:
Лук, кервель, огурец, корнишон, брюква, портулак, турнепс, ревень, красная капуста, белая капуста, козлобородник, салат-латук, брюссельская капуста, помидоры, кресс-салат, валерианица овощная, укроп, кресс водяной, баклажан, цветная капуста, брокколи, морковь, шнитт-лук, одуванчик, крапива, лук-порей, лук-шалот, щавель.
В производстве таких продуктов питания применяется крахмал:
• кондитерская промышленность
• выпечные изделия
• пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления
• молочные продукты
• быстрорастворимые десерты
• консервы
• мороженое
• замороженные продукты
• мясные и рыбные продукты
• напитки
• лапша
• растворимые супы, сухие супы
• глазированные орехи
• крекеры
В вашей семье кто-нибудь придерживается диеты? Тогда вы, наверное, слышали, как человек говорит, отказываясь от какого-то блюда: «Это не для меня! Слишком много крахмала!» Конечно, если в доме есть растущие дети, то они обычно едят много крахмала, чтобы «лучше расти». Крахмал, как бы ни относились к нему разные люди,— одно из самых важных веществ в мире.
Человечество получает из крахмала больше пищи, чем из любого другого вещества! Мы получаем наш крахмал из растений, где он находится в виде крошечных крупинок.
Картофельный крахмал используют в кулинарии и для приготовления различных пищевых продуктов, для разных целей в технике, и, наконец, для химической переработки в патоку и глюкозу. Кому неизвестно такое распространенное у нас сладкое блюдо, как кисель. Для его приготовления, кроме сахара и ягод, обязательно требуется крахмал.
Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных, а следовательно, представляют большое экономическое значение. Это картофель, пшеница, маис/кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя, аррорут и саго (из сердцевины некоторых пальм).
А вот о вареном крахмале отзывы у ведущих натуропатов Уокера и Шелтона отрицательны. Вот что говорит Уокер: «Молекула крахмала нерастворима ни в воде, ни в спирте, ни в эфире. Эти нерастворимые частицы крахмала, попадая в систему кровообращения, как бы засоряют кровь, прибавляя в нее своеобразную „крупу». Кровь в процессе циркуляции имеет тенденцию освобождаться от этой крупы, устраивая для нее складное место. Когда потребляется пища, богатая крахмалами, особенно белая мука, вследствие этого твердеют ткани печени»
Так что же теперь вообще отказаться от крахмалосодержащих продуктов? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала как источника энергии.
Крахмал — это важная составная традиционного питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, производимой для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно чтобы они были в рационе.
Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи, а не 80-90, как это принято сейчас. Кроме того правильное потребление крахмалосодержащих продуктов требует понимания некоторых моментов:
1. Крахмалы хорошо сочетаются между собой и очень плохо сочетаются с другими продуктами.
2. Лучше всего сочетать крахмалы с салатами из сырых овощей
3. Крахмалы лучше перевариваются, когда в организме достаточно витаминов группы В.
4. Термически обработанные крахмалистые продукты, усваиваются тяжелее сырых.
Как узнать, когда стоит ограничивать потребление крахмалов? Ответ прост, если вы переели продуктов содержащих крахмал в организм, то выбрасывается избыточный инсулин, от него вздувается живот и пояс на одежде становится тугим.
Из круп нужно употреблять ячмень, манную крупу, рожь, овес, кукурузную и пшеничную.
Многим людям очень нравятся макароны, и они просто не представляют без них ни одного приема пищи. В таком случае макароны тоже приемлемая еда , но есть ее надо очень мало.
Одно из самых любимых блюд для подростков это пицца. А что же в этом случае делать родителям? Тут совет только один: нужно приготовить ее самому: Для такой пиццы нужно большое количество овощей и тонкий слой теста. При этом в пиццу можно добавить капусту, кабачки, помидоры, салат. Таким образом , получится еда вполне пригодная для взрослого человека желающего похудеть.
Да , но обязательно ли забывать о десертах, пирожных, печенье? Конечно же, нет просто при этом нужно употреблять их немного, то есть что бы такие продукты стали приятным дополнением для вашего основного рациона. Кстати, вкус маленького кусочка такой же как и у целого пирожного, откусывая новый кусочек вы не испытаете новых вкусовых ощущений. Вот такой вот простой совет.
Некоторые специалисты советуют потреблять один крахмал не только из-за существующего противоречия этих продуктов, но и поэтому, что потребление двух или более крахмалов в один приём практически во всех случаях приводит к перееданию этих веществ.
Принято считать , что лучше всего ограничить потреблении крахмала только одним его видом на каждый приём пищи.
Помните, что процесс переваривания крахмалов начинается во рту, а потому необходимо тщательно пережёвывать пищу, дабы не глотать, а «пить» крахмалистую пищу. Слюнное пищеварение тем больше будет продолжаться в желудке, чем тщательнее они были обработаны в ротовой полости. Также специалисты рекомендуют съедать крахмалистую пищу
в дневное время.
Также стоит учитывать, что крахмалистая пища должна быть сухой, а каши — круто сваренными. Что же касается салатов с крахмалом, то их можно употреблять, но лучшим решением является приготовление салата из слабокрахмалистых овощей, таких, например, как морковь, свекла и другие подобные им.
Примером правильно приготовленного салата, является следующий рецепт:
40% капусты, 30% моркови, 20% сырой или отварной свеклы, с добавлением
укропа и петрушки. Дело в том, что содержащиеся в слабокрахмалистых овощах ферменты
и витамины, помогают организму хорошо переварить крахмал.
Заключение.
Список литературы.
1. Крахмал и крахмалопродукты \ Гулюк Н.Г., Жушман А.И. — М.: Агропромиздат,1985.
2. Большая советская энциклопедия \ А.М.Прохоров М.: Советская энциклопедия,1973.
Адреса интернет:
http://www.dietaonline.ru/articles/article.php?id=618
http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=5064.0
http://www.fairladies.ru/publ/3-1-0-308
http://www.ogh-ma.com/index.php/nature/405-2009-07-07-09-26-17
http://zdorovja.com.ua/content/view/159/168/
http://www.liveinternet.ru/users/julyday/post112110249/
в каких продуктах содержится крахмал?
Примерно 80% из всех потребляемых углеводов приходится на долю крахмала. Особенно много его содержится в крупах: в манной, пшеничной, рисовой — 68—73 г на каждые 100 г съедобной части продукта, пшеничной и ржаной муке — 60—68, горохе, фасоли — 43—47, макаронных изделиях — 68, печенье — 51—56г. Вместе с тем картофель, который многие (из-за крахмала, поступающего в продажу) считают основным крахмалистым продуктом, содержит только 18% крахмала, зеленый горошек — 7%, а такие на вид крахмалистые продукты, как тыква и бананы, содержат 2% крахмала. Еще меньше крахмала (0,2—0,5%) в капусте белокочанной, моркови, ПОМИДОРАХ. Крахмал относится к хорошо перевариваемым, но медленно усваиваемым веществам. Легко, например, переваривается крахмал из риса, манной крупы, труднее из пшена, гречневой, ячневой, перловой круп, а также из картофеля и хлеба. Хуже других переваривается крахмал бобовых, особенно фасоли, гороха. Овощи с большим содержанием крахмала: Хрустящий картофель (чипсы) 53 Kартофель фри 35 Картофельные крокеты 20 Сырой картофель 15.4 Вареный картофель 14 Хрен 11.7 Имбирь 11.2 Картофельное пюре 11 Продукты с низким содержанием крахмала: Чеснок, тыква,, горох, артишок, кольраби, цикорий, спаржа, капуста, грибы, эндивий, зеленый и красный перец, петрушка, редис, шпинат, пастернак.
Кукуруза, картофель…
В современных продуктах, практически во всех.
кукуруза, картофель, рис, саго, мука.
Картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, бобовые, соя и т. д.
Прикольная фотка!! ! Картофель — лидер по содержанию крахмала.
всеизвестный картофель
а в сосиске есть?
еще в кукурузе есть
да в сосиске есть
Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме: Презентация по теме: «Что такое крахмал?» факультатив «Юный исследователь»
Слайд 1
Факультативное занятие «Юный исследователь» по теме: «Что такое крахмал?» 3 класс Разработала: Калашникова С.В. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Гусь — ХрустальныйСлайд 2
Цель занятия: Задачи занятия: выяснить, что такое крахмал Осуществить поиск информации по обозначенной теме. Узнать, какими свойствами обладает крахмал. Узнать, как можно получить крахмал в домашних условиях. Выяснить опытным путём, как крахмал взаимодействует с водой. Выяснить, как обнаружить крахмал в продуктах. Научиться применять крахмал в домашних условиях. Познакомиться с невидимыми письмами. Обобщить полученные знания.
Слайд 3
КРАХМАЛ – это мучнистый белый порошок растительного происхождения, а также углевод, накапливающийся в клетках в виде зёрен. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Изучение литературы
Слайд 4
крахмал Используется с давних пор и считается ценным питательным продуктом
Слайд 5
Получение крахмала в домашних условиях Натереть картофель на тёрке Полученную кашицу отжать через марлю Получилась мутная бурая жидкость Слили жидкость, на дне остался белый осадок. Если полученный осадок просушить, получится порошок. Это и есть крахмал
Слайд 6
САХАР СОЛЬ МУКА КРАХМАЛ ? Исследование крахмала по внешним свойствам
Слайд 7
Вывод: Крахмал – это действительно сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличии от соли, сахара и муки при трении скрипит. А может ли крахмал раствориться в воде?
Слайд 8
Взаимодействие крахмала с водой Взяли 3 стакана, положили по 1 чайной ложке крахмала. В 1-ый стакан налили холодной воды, размешали. Во 2-ой стакан налили тёплой воды. В 3-ий стакан налили горячей воды. Наблюдаем! 1 2 3
Слайд 9
Крахмал + холодная вода Крахмал вообще не растворился в холодной воде, а через некоторое время усел на дно и раствор стал почти прозрачным Крахмал + тёплая вода Крахмал образовал молочную жидкость, а через некоторое время усел на дно и раствор стал прозрачным Крахмал + горячая вода Крахмал в горячей воде только набух, но не растворился. Получилась бесцветная вязкая масса, клейкая на ощупь. Из литературы мы узнали, что это коллоидный раствор – клейстер. Результаты опыта
Слайд 10
Как обнаружить крахмал ? Для этого опыта возьмём ломтик картофеля, ломтик яблока и настойку йода. Капнем настойкой на картошку и яблоко. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Йодное пятно на срезе картофеля ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше
Слайд 11
Применение крахмала Пищевая промышленность Медицина Бумажная промышленность Крахмал – основа для производства клея
Слайд 12
Крахмальный клейстер, который так хорошо склеивает бумагу Приготовления киселя Накрахмалить рубашки – пропитать раствором крахмала Применение крахмала в домашних условиях
Слайд 13
Научное волшебство Выкладываю на лист бумаги «послание» из вырезанных букв Обрызгиваю лист бумаги и буквы крахмальным раствором из распылителя Лист бумаги обрызгиваю йодным раствором из бутылки. Вот и волшебство!
Слайд 14
Крахмал ценный питательный продукт и достаточно распространённое вещество важнейший продукт, который используется в пищевой, бумажной и текстильной промышленности, а также в медицине и при изготовлении косметики при попадании в горячую воду образуется коллоидный раствор (клейстер) в домашних условиях можно получить крахмал из картофеля дома из крахмала можно сварить клей и кисель, испечь блины и накрахмалить бельё для определения присутствия крахмала в продуктах используем йодный раствор
Слайд 15
Список литературы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2005 г. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия в 2-х дисках – 2009 г. Детский интернет портал «Мамина Умничка» 2006-2010. www. umnichka.ua «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова // Российская академия наук – Москва: 2005, с.304 «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля – Москва: ОЛМА – ПРЕСС-2004, т.2, с.159. Энциклопедический словарь том 32 Коялович-Кулон (Репритное воспроизведение издательства Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон)
Исследовательская работа «Крахмал, содержание его в продуктах питания и влияние на здоровье человека»
МОУ СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23 г. Комсомольска-на-Амуре
Крахмал,
содержание его в продуктах питания
и влияние на здоровье человека
Выполнила: Пальчун Валерия
ученица 4 «В» класса
Руководитель: Кутепова Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
Комсомольск – на – Амуре
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………………………………………………………..3
2. Крахмал – основной резервный углевод растений……………….……………………5
3. Свойства крахмала и способ его приготовления в домашних условиях…………….6
4. Наличие крахмала в продуктах питания………………………………………………..7
5.Заключение……………………………….……………………………………………….8
6. Источники информации…………………………………………………………………9
7. Список используемых терминов……………………………………………………….10
8. Приложения……………………………………………………………………………..11
Введение.
Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Юные красавицы доводят себя до истощения, а врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Чтобы человек был жизнерадостным и здоровым, его питание должно быть разнообразным и полезным.
На уроке окружающего мира я узнала, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры и углеводы.
Оказывается, углеводы – это питательные вещества, источник энергии.
В течение жизни человек потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. Запасы углеводов в организме приходится регулярно пополнять. Тому, кто затрачивает много энергии, например, во время занятий спортом, требуется больше углеводов, чем сидящему без движения за компьютером.
Учитель биологии постаралась мне объяснить, что крахмал – сложный углевод, организму нужно много трудиться для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают углеводы, который легко усваивается организмом, например, мед (см. Приложение 1).
Изучая вопрос потребления углеводов, я отметила, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах не конфеты, а … крахмал!
Возникло много вопросов:
Что за вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?
Как получают крахмал и где используют?
Влияет ли содержание крахмала на качество продукта?
Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?
Цель исследования: изучение свойств крахмала, содержания крахмала в продуктах питания и влияния на здоровье человека.
Задачи исследования:
— изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях;
— опытным путем проверить способ приготовления крахмала в домашних условиях;
— опытным путем выявить наличие крахмала в продуктах питания;
— узнать о сфере применения крахмала.
Я предположила, что, если подробнее изучить крахмал, познакомиться с его свойствами, то эти знания помогут оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.
В своей работе я использовала следующие методы:
1. Анализ научной и художественной литературы.
2. Наблюдения.
3. Экскурсия.
4. Эксперименты.
Я составила план по исследованию крахмала:
1) выделить крахмал из клубней картофеля;
2) опытным путём с помощью раствора йода проверить наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений, продуктах питания;
3) представить практические способы применения крахмала в быту и творчестве.
Крахмал – основной резервный углевод растений.
В энциклопедии я нашла научное определение крахмала:
Крахмал (польск. krochmal, от нем. Kraftmehl) — основной резервный углевод растений, накапливается главным образом в семенах, луковицах и клубнях, а также в листьях и стеблях. Крахмал составляет основную часть важнейших продуктов питания. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном производстве и др. отраслях промышленности. Как лекарственное средство крахмал входит в состав присыпок, мазей.
Крахмал картофельный представляет собой сыпучий порошок белого или слегка желтоватого цвета. Хорошо усваивается организмом. Картофельный крахмал получают из клубней картофеля.
Из словарных статей мне стало известно, что крахмал получали из картофеля и пшеницы. Известно, что пшеничный крахмал получали в Древней Греции и Риме. В странах Европы крахмал из картофеля стали получать в 17 веке.
Свойства крахмала и способ его приготовления в домашних условиях.
Я хочу изучить некоторые свойства крахмала:
1. При смешивании крахмала с водой, крахмал не растворяется, на дне ёмкости появляется осадок. В горячей воде набухает, становится вязким, получается клейстер.
2. Проверяю реакцию йода с крахмалом. В ёмкости, где был раствор воды с крахмалом и пищевой содой, добавляю йод. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасилась в синий цвет (см. Приложение 2).
Из научной литературы я узнала способ приготовления крахмала в домашних условиях.
Я буду проводить опыты с двумя видами картофеля – белым и красным.
1. Очищаю клубни, взвешиваю, возьму по 300 граммов каждого сорта.
2. Натираю картофель на тёрке, заливаю водой, даю отстояться и профильтровываю через марлю.
3. Картофельную гущу разбалтываю с водой и пропускаю через сито. Вода вымывает крупицы крахмала из картофеля.
4. Когда крахмал осел на дно, воду сливаю. Весы показали разницу – 2 грамма в пользу белого картофеля (см. Приложение 3).
Наличие крахмала в продуктах питания.
Где же прячется крахмал? В каких продуктах он есть? Предупреждают ли производители, что в составе того или иного продукта есть крахмал? Для опытов я использовала овощи и некоторые продукты питания.
Первым прошёл испытания картофель: сырой и отварной. Йодные пятна на срезе клубня стали синими – так реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте
(см. Приложение 4).
Опытным путем мы выяснили, что в соревнованиях между белым и красным картофелем победил белый. Когда картофель отварили, белый картофель разварился, а красный остался целым. Я могу сделать вывод, что содержание крахмала влияет на качество продукта.
Проверяю молочные продукты сметану, кефир, творог. В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют крахмал или муку. Результат порадовал – крахмал в молочных продуктах, произведенных местным молокозаводом, не обнаружен (см. Приложение 5).
По синеватому оттенку пятен на срезе плавленого сыра можно сделать вывод, что в его составе есть некоторое количество крахмала, как и в майонезе, привезенном из другого региона страны, хотя это и не указано на этикетке. Наличие крахмала в кетчупе указано производителями. А вот производители майонеза «Здоровье» и колбасы «Говяжья» не кривят душой, когда пишут, что крахмала нет – пятно йода остается коричневым (см. Приложение 6).
Заключение
В результате мы установили, что многие продукты содержат крахмал. Как же сделать правильный выбор?
«Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи, а не 80-90, как это принято сейчас», – объяснила нам медсестра школы (см. Приложение 7).
Не нужно отказываться от киселей. А красивые накрахмаленные салфетки и скатерти? Крахмал применяют при изготовлении бумаги и картона. И в школе мы выполняем поделки в технике папье-маше, используя клейстер. Крахмал идёт на производство спичек, красок. Даже Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, делавший краски более вязкими, густыми и прозрачными. Крахмал используют в медицине для мазей, таблеток, порошков.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что моя гипотеза верна: крахмал – полезное вещество в нашей жизни и отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Зная состав продуктов, можно грамотно составить свой рацион питания. Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Необходимо больше двигаться, заниматься спортом, есть свежие фрукты и овощи, поменьше булочек и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит здоровью.
С результатами моей работы я ознакомила учащихся 4 – х классов (см. Приложение 8).
Я искренне надеюсь, что моя исследовательская работа поможет многим открыть для себя здоровый образ жизни, уделять снимание спорту и внимательно следить за своим рационом питания.
Будьте здоровы!
Источники информации
Вековцев А.А. Искусство быть здоровым. – М., 2008.
Волков С.В. Я познаю мир: Медицина. Детская энциклопедия – М.: АСТ, 2003.
Заватски Д. Детям о здоровье. – М., 2008.
Энциклопедический словарь. Биология. – М.: «Советская энциклопедия», 1989.
Интернет:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Крахмал
http://devbaby.narod.ru/krachmal.htm
http://www.solnushki.ru
http://ru.wikipedia.org/
Используемые термины
Крахмал
Продукты питания
Рацион питания
Сложный углевод
Способ приготовления
Качество продукта
Молочные продукты
Крахмалосодержащие продукты
Полуфабрикаты
Приложение 1
Учитель биологии постаралась объяснить, что крахмал – сложный углевод, организму нужно много трудиться для расщепления этого вещества. Поэтому сторонники здорового питания предпочитают углеводы, который легко усваивается организмом, например, мёд.
Приложение 2
1. При смешивании крахмала с водой, крахмал не растворяется, на дне ёмкости появляется осадок.
Приложение 2 (продолжение)
2. Проверяю реакцию йода с крахмалом. В ёмкости, где был раствор воды с крахмалом и пищевой содой, добавляю йод. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасилась в синий цвет 2. Проверяю реакцию йода с крахмалом. В ёмкости, где был раствор воды с крахмалом и пищевой содой, добавляю йод. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасилась в синий цвет.
Приложение 3
1. Очищаю клубни, взвешиваю, беру по 300 граммов каждого сорта.
2. Натираю картофель на тёрке, заливаю водой, даю отстояться и профильтровываю через марлю.
Приложение 3 (продолжение)
3. Картофельную гущу разбалтываю с водой и пропускаю через сито. Вода вымывает крупицы крахмала из картофеля.
Приложение 3 (продолжение)
4. Когда крахмал осел на дно, воду сливаю. Весы показали разницу – 2 грамма в пользу белого картофеля
Приложение 4
Первым прошёл испытания картофель: сырой и отварной. Йодные пятна на
срезе клубня стали синими – так реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте.
Приложение 5
Крахмал в молочных продуктах: сметане, твороге, кефире местного производства не обнаружен.
Приложение 5 (продолжение)
Приложение 6
По синеватому оттенку пятен на срезе плавленого сыра можно сделать вывод, что в его составе есть некоторое количество крахмала, как и в майонезе, привезенном из другого региона страны, хотя это и не указано на этикетке. Наличие крахмала в кетчупе указано производителями. А вот производители майонеза «Здоровье» и колбасы «Говяжья» не кривят душой, когда пишут, что крахмала нет – пятно йода остается коричневым.
Приложение 7
«Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи, а не 80-90, как это принято сейчас», – объяснила нам медсестра школы.
Приложение 8
С результатами моей работы я ознакомила учащихся 4 – х классов. Я искренне надеюсь, что моя исследовательская работа поможет многим открыть для себя здоровый образ жизни, уделять снимание спорту и внимательно следить за своим рационом питания.
Опыт на определение крахмала в продуктах
Задали в школе по окружающему миру (учебник А.А. Плешакова) провести опыт на определение крахмала в продуктах питания. В воду добавляем настойку йода и капаем на продукт. Если продукт посинел, крахмал в нем есть, если не посинел — то нет.
Начали мы с четырех продуктов — хлеба, картофеля, колбасы и сыра. Лешка сразу предположил, что в хлебе и картофеле крахмал будет. Я же очень «надеялась» на колбасу.
Настоящий ученый облачился в очки (мало ли что) и начал эксперимент.
Вот, что у нас получилось: в картошке и хлебе крахмал есть, а в сыре и колбасе — нет.
А далее «Остапа понесло» и мы стали добавлять новые и новые продукты.
Вывод был такой:
— крахмала много: в хлебобулочных изделиях (хлеб, печенье, макароны), в рисе и картофеле;
— мало крахмала в горохе, морковке, капусте;
— крахмала нет — в яблоках, в молочных продуктах (твороге, сыре), колбасных изделиях (сосиска, вареная колбаса и сырокопченая колбаса).
Лешке эксперимент очень понравился. Он попросил еще раз провести такую экспертизу, принес все свои принадлежности, включая микроскоп, и опять начал все проверять. Потом делал растворы зеленки, марганцовки и йода, смотрел как они смешиваются.