Дыхательная гимнастика для детей по Бутейко
Интервью с А.Е. Новожиловым, главным врачом Клиники Бутейко на тему «Эффективность дыхательной гимнастики для детей при лечении аденоидов». Беседовала Саша Яковлева-Фредриксен (Buteyko Center USA). Операция не нужна, если уменьшить дыхание у ребенка. Дыхательная гимнастика для детей по Бутейко помогает немедленно устранить «заложенность» носа, что позволяет без лекарств избавиться от воспаления (аденоидит), восстановить слух, предотвратить воспаление среднего уха (отит).— Как правило, дети, у которых увеличены аденоиды, «не вылезают из простуд». У них вечно течет из носа, к тому же периодически уши болят, а иногда и до астмы доходит. Неужели удалив аденоиды можно избавить ребенка от всех этих проблем?
А.Н.: Конечно же, нет. Операция по устранению аденоидов часто улучшает состояние ребенка, но только на первое время, иногда всего на несколько недель, а затем ребенок вновь начинает болеть. Кроме того, часто бывает так, что после операции аденоиды начинают снова расти. У одного из наших маленьких пациентов аденоиды удаляли четыре раза, и каждый раз они вырастали снова.
— Так почему же тогда врачи рекомендуют удаление аденоидов? Ведь они не могут не знать о низкой эффективности этой операции?
А.Н.: Конечно, врачам хорошо известно, что аденотомия — не панацея, однако во многих случаях она, временно улучшая состояние ребенка, препятствует формированию более серьезных заболеваний. Помимо этого, врачам особенно предложить нечего.Что еще остается чтобы восстановить полноценное дыхание через нос у ребенка? Ведь именно нарушение носового дыхания, постоянная заложенность носа и переход на дыхание через рот — это корень всех зол в данном случае. Гормональные препараты? Да, они способны устранить отек слизистой оболочки носа и восстановить дыхание через нос, и часто это оказывается залогом успешного лечения ребенка. Однако, с детства сажать человека на гормоны идея не самая лучшая… Поэтому врачи и говорят: «Давайте лучше вырежем аденоиды, тем более, что они могут воспалиться».
— Известна ли причина роста аденоидов?
А.Н.: Официальной медицине причина роста аденоидов неизвестна, а вот профессор Бутейко считал, что рост аденоидов — это защитная реакцию организма, вызванная нарушением функции дыхания. Вы обращали внимание на то, как дышит ребенок с увеличенными аденоидами?Обычно, дыхание у него шумное, глубокое и через рот. Такое избыточное дыхание, или другими словами «гипервентиляция», способно нанести организму ребенка колоссальный вред, так как оно вызывает кислородное голодание (эффект Вериго-Бора), нарушает работу обмена веществ и иммунитета. Организм ребенка вынужден защищаться от гипервентиляции. И делает он это за счет блокирования дыхательных каналов путем увеличения аденоидов и отека слизистой оболочки носа, то есть, появляется хронический насморк, от которого избавиться невозможно. Когда дыхательные каналы оказываются суженными, количество воздуха, потребляемого ребенком, сокращается и, соответственно, его организму не наносится значительно больший вред.
А.Н.: Нет, нельзя. Поэтому профессор Бутейко называл операцию по удалению аденоидов — преступлением против детей. Я тоже считаю, что в большинстве случаев аденоиды удаляют напрасно. Увеличенные аденоиды — это ничто иное как защитная реакция организма на гипервентиляцию, устранение этой защитной реакции влечет за собой формирование более серьезных проблем со здоровьем.
Кстати сказать, увеличенные аденоиды часто сопровождаются другими проблемами, которые также являются защитной реакцией — например, забитый нос, кашель и другие. При удалении аденоидов гипервентиляция сохраняется, а потому и эти симптомы никуда не уходят, а порой даже усиливаются, так как им приходится брать на себя функцию, ранее выполняемую аденоидами. Часто удаление аденоидов ведет к формированию более серьезных защитных реакций — например, ребенок начинает испытывать бронхоспазм, что в итоге может привести к развитию астмы.
— Считается, что ребенку трудно дышать из-за того, что у него увеличены аденоиды, и если их вырезать, то дышать ему станет легче. А вас послушать, так все наоборот: может получиться так, что ребенку станет дышать еще труднее.
А.Н.: Да, так часто и получается. В других случаях длительная гипервентиляция ведет к серьезному понижению иммунитета и на этом фоне формированию более серьезных заболеваний.
— А что будет, если родители попросту откажутся от операции, при этом не следуя методу Бутейко?
А.Н.: Скорее всего тоже самое — понижение имунитета и на этом фоне формирование новых заболеваний. Со временем, если у ребенка будет полностью заблокирован нос и он будет дышать только через рот, может начаться деградация личности — у ребенка деформируются кости черепа, изменится лицо, и он превратится в идиота, в медицинском смысле этого слова. Кстати, в медицинских кругах даже такое выражение существует: «аденоидное лицо». Аденоиды также могут воспалиться и в них появится гной; могут начаться частые отиты, в результате которых ребенок может частично или полностью потерять слух.Важно понимать, что в таких запущенных случаях операция по удалению аденоидов необходима, однако без применения метода Бутейко, она может не дать долговременных результатов.
— Хорошо, а что в случае увеличенных аденоидов могут предложить специалисты по методу Бутейко?
А.Н.: Мы подходим к этой проблеме иначе. Причиной гипертрофированных аденоидов является гипервентиляция, следовательно, нужно устранить причину заболевания и тогда его симптомы уйдут сами. Главная задача специалиста — это нормализовать дыхание ребенка, прежде всего восстановив дыхание через нос. Ребенок, который не способен дышать через нос, никогда не будет здоровым. Для того, чтобы этого не случилось, и была специально разработана дыхательная гимнастика для детей.
— Легко сказать: восстановить дыхание через нос! Но ведь ребенок с увеличенными аденоидами практически не способен дышать носом.
А.Н.: Вы правы: восстановление носового дыхания ребенка — задача довольно сложная, и потому осуществляться она должна под наблюдением специалиста. Действительно, ребенку с увеличенными аденоидами трудно дышать через нос. Это происходит в связи с двумя факторами: с одной стороны, поток воздуха через нос блокируется аденоидами, а с другой, его блокирует отек слизистой оболочки носа. Отек сильно сужает дыхательные пути и, в итоге, может накрыть собой аденоиды, и тогда нос вообще перестанет дышать. То есть, проблема состоит из двух частей: увеличенные аденоиды, которые, если выросли, в большинстве случаев уже не могут уменьшится, и отек слизистой оболочки, который можно уменьшить. Если уйдет отек, то ребенок снова станет способен дышать через нос.
— А что будет, если отек не уйдет?
А.Н: В связи с отеком нарушается естественная вентиляция носоглотки, нарушается естественный дренаж (отхождение) жидкости, в результате чего аденоиды воспаляются, а если туда попадет микробная флора, то в них появляется гной. Отек начинает распространяться, постепенно охватывая всю носоглотку, в которую из ушей выходят вентиляционные отверстия. Когда отек закрывает эти отверстия, то начинается воспаление среднего уха, часто сопровождающееся снижением слуха. Но это не истинная глухота, а ребенок находится в состоянии, когда у него «закладывает» уши, так бывает, например, в самолете во время взлета или посадки. Устранение отека слизистой оболочки приводит к тому, что дети непосредственно во время занятий с ними говорят, что у них «вернулся слух», что обычно действует на родителей как «чудесное исцеление». Но часто с сожалением приходится наблюдать, как родители по незнанию ведут ребенка к врачу и хирург вырезает воспаленные аденоиды. В результате этого в носу получается своего рода «дырка» и ребенку становится легче дышать, в том числе и через нос. Однако отек остался… через какое-то время он снова закрывает эту дырку, и у ребенка снова забит нос. История повторяется! Кстати, из-за отека хирургу также бывает очень трудно вырезать аденоиды полностью, и потому маленький кусочек ткани иногда остается, и он вырастает снова все повторяется. Соответственно, через полгода ребенку снова предстоит удаление аденоидов.
— Получается, что для успешного лечения ребенка с увеличенными аденоидами самое главное — это устранение отека слизистой оболочки носа.
А.Н: Именно так!
— А как это сделать?
А.Н.: Существуют два пути. Один из них — это применение гормональных средств, которые в итоге наносят значительный вред здоровью ребенка. А второй метод — безопасный и не имеющий негативных последствий — это устранение гипервентиляции или «глубокого дыхания» за счет применения метода Бутейко. С помощью дыхательных упражнений для детей, разработанных Бутейко, мы обучаем ребенка тому, как устранить избыточную вентиляцию легких, то есть, устранить гипервентиляцию и нормализовать функцию дыхания в целом. Соответственно, организму становится не нужным производить чрезмерное количество слизи, чтобы защищаться от «глубокого дыхания», и ребенок получает возможность постоянно дышать через нос. Носовое дыхание восстанавливает естественную вентиляцию носоглотки, а также дренаж, и воспаление аденоидов прекращается. Помимо этого, аденоиды перестают увеличиваться в размерах или, как иногда бывает, даже сокращаются за счет устранения отечности ткани и слизистой оболочки.
— И тогда, насколько я понимаю, родители идут к отоларингологу, который производит замер аденоидов и на основании этого говорит, что операция ребенку больше не требуется.
А.Н.: Да, это так. Метод Бутейко в абсолютном большинстве случаев позволяет избежать операции по удалению аденоидов.
— А что в целом происходит со здоровьем ребенка, когда он начинает «дышать по Бутейко»?
А.Н.: Метод Бутейко — холистический, то есть он восстанавливает здоровье в целом, а не только ликвидирует конкретный симптом. При нормализации функции дыхания, у ребенка начинает восстанавливаться работа иммунной системы, и он перестает болеть. У него улучшается память, концентрация внимая, постепенно исчезают очаги застойного возбуждения в коре головного мозга и подкорковых образований, то есть ребенок становится спокойнее, повышается успеваемость в школе и т.д. Обычно, учителям и родителям становится проще заниматься с ним. Исчезают такие явления, как ночной энурез (недержание мочи), от чего страдают дети с аденоидами и нарушенным дыханием через нос. Следует обратить пристальное внимание на такую возможность лечения детского энуреза.
Если у ребенка в результате отитов был частично потерян слух, то он начинает восстанавливаться. Как говорилось выше, Часто бывает так, что уже на первых занятиях дыхательными упражнениями, ребенок с удивлением говорит: «Я начал слышать!» Это происходит из-за того, что задержки дыхания убирают отек носоглотки. Эффект настолько разительный, что об этом можно говрить много раз.
— А как дети воспринимают «дыхательную гимнастику» Бутейко?
А.Н.: С детьми мы занимаемся в основном в движении, используем различные физические упражнения, что детям очень нравится. Они воспринимают лечение как игру, у ребенка складываются доверительные отношения с врачом, что помогает значительно быстрее получить результат. Облегчение состояния ребенка часто происходит уже на первом или втором занятии, дети это чувствуют и, как правило, благодарны.
— А какая роль принадлежит родителям?
А.Н.: Всегда есть родители, которые ищут альтернативу хирургическому вмешательству и готовы бороться за здоровье ребенка. Такие родители непременно принимают участие в занятиях дыхательной гимнастикой с детьми, сами обучаются методу и продолжают его применять дома. В этом случае успех гарантирован! Иногда же попадаются другие родители; они как бы говорят: «Я вам заплатил, и в обмен ты вы должны вернуть мне здорового ребенка, а каким образом он станет здоров— то ли за счет операции, то ли за счет дыхательных упражнений — мне безразлично». Такие равнодушные родители часто оказываются препятствием к быстрому выздоровлению собственного ребенка. Так что участие родителей в обучении методу — это ключ к выздоровлению ребенка.
Лечение заболеваний в клинике Бутейко:
В ЧЕМ ИХ ПОЛЬЗА И КАК ИХ ВЫПОЛНЯТЬ.
Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики. Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом. Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.
ЧТО ТАКОЕ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА? Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, которые задействуют, как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе. Совет Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.
ЦЕЛИ И ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств. У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д. Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам. Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта. Польза дыхательных упражнений: Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей. Способствуют выравниванию осанки. Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания. Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы. Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы. Прекращаются головные боли. Стимулируется деятельность желудка и кишечника. Исчезает напряжение в горле, голосовых связках. При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города. Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГИМНАСТИКИ
Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики: Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии. Вдох делается только через нос. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв. Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение. Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе. У гимнастики есть противопоказания: Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются. В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все упражнения повторяются 4—5 раз. Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз. Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ
Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это, как игру.
Примеры игровых упражнения для малышей:
Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж». Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается. Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ СВОИМИ РУКАМИ Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки. Совет для развития легких: полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.
ГИМНАСТИКА НА УЛИЦЕ ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ
Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился. Примеры: «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад. «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.
АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ПО БУТЕЙКО И СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний. Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным.
Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.
Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых: Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.
Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно. Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.
Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:
«Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.
Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день. Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.
Дыхательная гимнастика Бутейко | Unimed
В декабре 2015 года в медицинском журнале «Hambaarst» была опубликована статья физиотерапевта Объединенных клиник Unimed Неле Пихла «Дыхательная гимнастика Бутейко».
В июне в Объединенных клиниках Unimed прошло обучение по дыхательном методу, которое проводил Патрик МкКеоун. Метод Бутейко открыл в 1950-х годах русский врач доктор Константин Бутейко, у которого также учился Патрик.
Константин Павлович Бутейко родился в 1923 году в Украине, и в 1946 году он поступил учиться в Московский I Медицинский институт. Молодой врач должен был следить за больными и их дыханием, и заметил, что если дыхание становилось тяжелее, то показатели здоровья также ухудшались, тогда были более заметны также движения грудной клетки и живота, дыхание учащалось и становилось громче, пациенты начинали больше дышать через рот.
После окончания института Бутейко самостоятельно стал продолжать эксперименты в этом же направлении, и ему показалось, что слишком глубокое дыхание может быть причиной некоторых заболеваний. Он попросил здоровых людей в качестве эксперимента некоторое время дышать очень глубоко и пришел к заключению, что вследствие этого у них возникали головокружение, тошнота, симптомы асфиксии, такие как одышка и кашель, и в результате даже потеря сознания.
В то время Бутейко сам страдал от тяжелой гипертензии. Он измерял уровень углекислого газа в своем организме и понял, что он был ниже рекомендованного. Он предположил, что это может быть связано с тяжелым дыханием, и корректировка дыхания должна была бы его вылечить. Бутейко стал на себе проверять более спокойное дыхание, и боли, которые он испытывал несколько месяцев, почти исчезли. Когда он увеличивал объем своего дыхания, головная боль и быстрое сердцебиение возвращались. Затем он начал разрабатывать программу, благодаря которой можно быстро и эффективно оценить дыхание пациента, и при необходимости его корректировать.
Нормальное дыхание через нос – регулярное, тихое, спокойное и незаметное. Большинство людей дышат очень часто (хроническая гипервентиляция), поэтому уровень газов в крови изменяется и возникают проблемы со здоровьем.
Привычное учащенное дыхание обусловлено обстоятельствами современного образа жизни, таких как употребление в пищу полуфабрикатов, низкая физическая активность, состояние окружающей среды, курение и чрезмерное использование речи. Эти факторы могут увеличить объем дыхания в 2-3 раза, и в результате у человека возникает усталость, проблемы со сном и с концентрацией внимания.
Типичные признаки чрезмерного дыхания – это дыхание через рот, заметное дыхание, излишнее движение грудной клетки во время дыхания, регулярные вздохи, большой набор воздуха перед тем, как начать говорить, и заметное выдыхание.
Углекислый газ
Теория Бутейко основывается на утверждении, что хроническая гипервентиляция, то есть учащенное дыхание, является причиной наличия в организме слишком низкого уровня углекислого газа. Это объясняется эффектом, по которому связь гемоглобином с кислородом обратно пропорциональна уровню кислорода в крови и уровню углекислого газа.
Нормальное содержание в артериальной крови кислорода составляет 75-100 мм рт.ст. и углекислого газа 35-45 мм рт.ст. Если наше дыхание чрезмерно, то уровень углекислого газа снижается, и молекулы кислорода остаются с эритроцитами и не выделяются в клетки.
Слишком низкий уровень углекислого газа влияет на все функции организма и могут стать причиной серьезных заболеваний. В ходе исследования Константин Бутейко определил, что почти 150 болезней связаны с неправильным дыханием.
Углекислый газ расслабляет гладкие мышцы дыхательных путей, артерий и капилляров. Низкий уровень углекислого газа вызывает спазмы гладких мышц – сужение кровеносных сосудов и дыхательных путей. В результате возникают проблемы с дыханием, сосудистые заболевания (в т.ч. холодные конечности) и хроническая усталость (мозг не получает достаточно кислорода).
Слизь очень важна для нашего организма. Она очищает, увлажняет и защищает нашу дыхательную и пищеварительную системы. Слизь задерживает нежелательные частицы, такие как бактерии и пыль, прежде чем попасть в организм, и сохраняет наши дыхательные пути чистыми. При отсутствии бактериальной, вирусной или грибковой инфекции чрезмерное образование слизи может быть связано с чрезмерным дыханием. Если уровень углекислого газа низкий, организм выделяет слишком много слизи, которая блокирует дыхательные пути и затрудняет дыхание.
Оксиды азота (NO)
В 1998 году американский фармакологи Роберт Ф Фурхготт, Ферид Мурад, Луиз Дж. Игнарро получили Нобелевскую премию за свою научную работу, которую они писали много лет, и которая доказала, что оксид азота является сигнальной молекулой, имеющей большое значение для сердечно-сосудистой системы.
Известно, что NO является нейромедиатором, который борется с инфекциями, регулирует кровяное давление и кровоток в органах. NO вызывает артериальную дилатацию: таким образом NO регулирует артериальное давление и распределение крови, а также предотвращает возникновение тромбов. Было установлено, что эпителиальная ткань синуса производит Nod и имеет особенно высокую концентрацию NO. При вдыхании NO перемещается из носа и пазух в легкие и улучшает поглощение кислорода посредством местной вазодилатации. Дыхание через рот не дает этого эффекта.
Применение в миофункциональной терапии
По методу Бутейко на западе не проводилось очень много научных исследований. Большинство рассматривают метод Бутейко в связи с астмой. Метод снижает симптомы астмы, но не существенно больше, чем другие виды дыхательной терапии.
В своей работе я применяю метод Бутейко в основном при лечении детей, которые привыкли дышать через рот (даже тогда, когда дыхательные пути свободны). Регулярные упражнения стимулируют дыхание через нос и помогает возникновению новой привычки. У некоторых пациентов также уменьшились простудные заболевания.
Использованная литература
- McKeown, P. 2015. The Oxygen Advantage
- McKeown, P. 2010. Buteyko meets Dr Mew: Buteyko method
- www.buteykoclinic.com
- www.buteyko.ee
- Lundberg, JO; Farkas – Szallasi, T; Weitzberg, E; Rinder, J; Lidholm, J; Anggåard, A; Hökfelt, T; Lundberg, JM; Alving, K. 1995. High nitric oxide production in human paranasal sinuses. Nature medicine.
- Lundberg, JO. 2008. Nitric Oxide and the Paranasal Sinuses. The anatomical record.
Дыхательные упражнения для детей с астмой
Актуальность
Астма это хроническое (персистирующее) воспалительное заболевание легких, которое может приводить к обструкции (закупорке) дыхательных путей, и как следствие, к затруднению дыхания. Высокая распространенность астмы во всем мире стала проблемой общественного здоровья из-за больших расходов здравоохранения, связанных с госпитализациями и применением лекарств. Кроме того, астма является наиболее распространенным хроническим заболеванием в детском возрасте. Дыхательные упражнения являются одним из нелекарственных методов лечения, обычно используемых при лечении людей, страдающих астмой. Дыхательные упражнения направлены на контроль симптомов гипервентиляции (усиленного дыхания), возникающих при астме, и могут включать метод Papworth, технику дыхания по Бутейко, йогу или другие подобные методы, сосредоточенные на изменении структуры дыхания.
Вопрос обзора
Мы хотели рассмотреть доказательства эффектов дыхательных упражнений у детей с бронхиальной астмой.
Основные результаты
Мы нашли три исследования с участием 112 детей с астмой от легкой до тяжелой степени тяжести. Во всех включенных исследованиях сравнивали дыхательные упражнения как часть комплексного лечения (тренировку дыхательных мышц, упражнения по релаксации (расслаблению), упражнения на выносливость, упражнения ритмической мобилизации, вибрации, перкуссию (постукивание), метод форсированного выдоха) с контролем. Размер исследований варьировал по числу включенных детей от 28 до 60. Среди участников были пациенты стационаров (больниц) и поликлиник. Участники контрольных групп получали различные виды лечения: в одной контрольной группе получали плацебо (имитацию лечения), в другой контрольной группе применяли образовательную программу и назначения врача, и еще в одной контрольной группе вид контрольного лечения не был описан. Мы не нашли первичных исходов (показатели качества жизни, симптомов астмы и побочных эффектов лечения), о которых бы сообщали в сравнениях между группой лечения и контрольной группой.
Качество доказательств
Во включенных исследованиях, в целом, было небольшое число участников и сеансов упражнений. Ни в одном из включенных исследований не сравнивали только дыхательные упражнения (без дополнительного лечения) с контролем. Вместо этого, дыхательные упражнения, как часть комплексного лечения, сравнивали с контролем. Методы, используемые при проведении исследований, были не достаточно представлены, и поэтому качество этих клинических испытаний было неясным. В целом, мы решили, что риск смещения во включенных исследованиях был неясным, а качество доказательств было низким.
Выводы
Мы не могли сделать надежных выводов в отношении использования дыхательных упражнений в клинической практике у детей с астмой.
Врач дала советы по дыхательной гимнастике для здоровья легких
О том, как укрепить здоровье легких в период самоизоляции, рассказала Юлия Стрельникова, заведующий Центром общественного здоровья — врач по медицинской профилактике Многопрофильного консультативно-диагностического центра в Тюмени.
Цель дыхательной гимнастики — увеличить поступление кислорода в ткани, повысить устойчивость организма к гипоксии. Один из самых несложных способов — это упражнения с волевой задержкой дыхания.
— Например, по методу Бутейко: вдох — две секунды, задержка дыхания — четыре секунды, выдох — четыре секунды. При этом само дыхание должно быть легким и бесшумным. Такое контролируемое дыхание снижает стресс, улучшает внимание и укрепляет иммунную систему, — говорит доктор.
Полезны также и статические упражнения. Например, ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе, и такое же — через одну ноздрю (вторую нужно зажать пальцем) попеременно по 3-4 раза. Продолжительность каждого подхода — 30-60 секунд. «Еще один прием — равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот. Повторять 3-6 раз», — добавляет Юлия Стрельникова.
Можно практиковать разные типы дыхания — брюшное, грудное и полное.
Как рассказала специалист, при брюшном во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, а грудную клетку нужно стараться держать неподвижной. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Во время грудного дыхания неподвижной нужно держать переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширять грудную клетку, а при выдохе энергично ее сжимать.
— Полное дыхание — когда во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки, — советуют специалист.
При выполнении упражнений нужно дышать через нос, а для контроля одну руку держать на груди, другую — на животе. Начинать рекомендуется с четырехкратного повторения каждого упражнения, постепенно доводя количество «подходов» до дюжины.
Дыхательной гимнастикой, как и любой другой, нужно заниматься в свободной удобной одежде, не отвлекаться (например, на работающий телевизор). Комнату предварительно стоит как следует проветрить, а если погода позволяет — то оставить окно открытым.
— Важно помнить, — подчеркивает доктор, — что упражнения следует делать осторожно, стараясь избегать дыхательного дискомфорта и ощущения недостатка кислорода.
Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте здесь.
Простая гимнастика поможет восстановить легкие — Российская газета
Даже те, кто болел коронавирусом легко, говорят, что заболевание не из тех, что «как рукой снимает»: даже после выздоровления долго держатся слабость, одышка, остаточный кашель. В минздраве только что выпустили рекомендации по реабилитации больных COVID-19.
Без дыхательной гимнастики тут не обойтись. Авторы документа говорят: заниматься нужно не менее 3-4 раз в неделю (а лучше, конечно, каждый день), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку.
Даже при плохом самочувствии дыхательные и простые физические упражнения можно выполнять прямо в постели, лежа. Кстати, в документе написано, что после окончания лечения нужно соблюдать изоляцию еще 14 дней — самое время заняться собой. Минздрав рекомендует поликлиникам проводить занятия дистанционно — с помощью телемедицины. Но если ваша не настолько продвинута, в интернете можно найти записи дыхательных практик. А некоторые ресурсы по подписке проводят онлайн-занятия.
Согласно документу для окончательного выздоровления пациенты могут быть отправлены в санаторий, если это предусмотрено в региональных дорожных картах по лечению COVID-инфекции. Но и тут можно действовать самим: свежий воздух, прогулки где-нибудь в сосновом лесу или, если удастся, поездка к морю всегда на пользу.
В рекомендациях минздрава есть комплексы лечебной гимнастики для пациентов с разным уровнем состояния. Упражнений несколько десятков. Мы выбрали для примера несколько простых и универсальных.
Как заниматься дома
На что обратить внимание, восстанавливаясь после COVID-19, «РГ — Неделе» рассказала наш постоянный эксперт, врач-пульмонолог Пироговского центра (КДЦ Арбатский) Ольга Богуш.
— Сейчас уже ясно, что даже при легком течении заболевания многим не удается избежать осложнений. У некоторых наблюдается фиброз — поражение легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы. В результате уменьшается дыхательная поверхность легких. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.
Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются. На это, например, направлены йоговские практики.
Пока сохраняется слабость, заниматься можно лежа в постели
Многие мои пациенты, которые сейчас приходят ко мне на консультацию, занимаются по методике Бутейко — это особое «поверхностное» дыхание, при котором идет накопление углекислого газе в организме. Говорят, что им помогает. Но все же постковидным пациентам я прежде всего рекомендую «парадоксальную» гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова.
Эти упражнения хорошо работают при астме, других хронических заболеваниях легких. В рекомендациях минздрава, кстати, указано, что можно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и так называемое полное. По способу выполнения эти дыхательные практики отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та и другая.
Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Есть специальные дыхательные тренажеры — они полезные, хотя и довольно дорогие. Думаю, вполне можно обойтись и подручными средствами.
Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее.
Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед.
Иногда пациенты сами затягивают процесс восстановления. Например, у них сохраняется остаточный кашель, и они делают ингаляции с муколитиками — лазолваном или каким-то другим аналогичным препаратом. Этого без назначения врача делать не надо. Ингаляции для увлажнения дыхательных путей полезны — с минеральной водой, физраствором. Но если добавлять муколитики, это будет провоцировать кашель.
Хочу предупредить: если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться.
Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких.
Наконец, важный совет: я всем своим пациентам, в том числе и старшего возраста, рекомендую обязательно привиться не только от гриппа, но и против пневмококка. Такая прививка защитит от вторичной бактериальной пневмонии. Кстати, из примерно 40 моих пациентов с хроническими заболеваниями легких, которые были в этом сезоне привиты от пневмококка, коронавирусом заразился только один и переболел довольно легко. Так что, возможно, эта прививка, стимулируя иммунитет, помогает защититься и от коронавируса.
Подробности
Методические рекомендации по реабилитации для больных COVID на сайте Минздрава предназначены прежде всего для врачей, но в конце документа приведено несколько полных комплексов лечебной и дыхательной гимнастики — взять их на вооружение может любой человек.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Невинная
виды, как делать, в чем польза
Будучи молодой оперной певицей, Александра Николаевна Стрельникова вместе с матерью разработала метод восстановления певческого голоса, так как с ним начались проблемы. Методика оказалась полезной не только для вокала, но и для организма в целом.
Как правильно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой? Перед началом следует подготовить место проведения: это должно быть светлое помещение с чистым воздухом и открытой форточкой. Занятия лучше проводить натощак или спустя полчаса после приема пищи.
Суть методики Стрельниковой — в ежесекундном резком вдохе через нос, который сопровождается рядом упражнений. Такой вдох должен быть активным, сильным и шумным — “нюханье воздуха”. Выдох — незаметный, происходит сам по себе.
Необходимый ряд правил:
- Плечи с каждым вдохом двигаются не вверх, а вниз.
- Ноздри должны смыкаться так, как будто на них нажимают. Они должны Вас слушаться и быть под контролем.
- Гимнастику следует проводить до тех пор, пока она не станет Вас утомлять, пока есть удовольствие.
При первом занятии упражнения следует выполнять на 4, 8 или 16 резких вдохов. Отдых между упражнениями — 2—4 секунды. Для одного подхода среднее количество составляет 32 вдоха, с перерывом на отдых в 2—4 секунды.
При тренировке в две недели можно довести уровень занятий до 4000 вдохов в день, поделив серии упражнений на три части, выполняемых утром, в обед и вечером. После того, как Вы почувствуете значительное улучшение здоровья, можно сократить количество вдохов в упражнениях, но заканчивать занятия совсем нельзя.
Если Вам становится хуже, болезнь обостряется — лучше выполнять этот комплекс дыхательных упражнений сидя или лежа на 2, 4, 8 вдохов с перерывом между ними в 2 и более секунд.
Гимнастика Стрельниковой влияет на легкие, бронхи, кожу и голосовой аппарат и лечит соответствующие заболевания: астма, бронхит, пневмония, заикание, сколиозы, травмы позвоночника, заболевания мочеполовой системы и даже неврозы.
Практикующий по Бутейко — Миология
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО БУТЕЙКОПрактикуя дыхательные упражнения по методу Бутейко, вы сможете ощутить больше открытых дыхательных путей и улучшить кровообращение за считанные минуты. Одного этого достаточно, чтобы продемонстрировать взаимосвязь между вашим повседневным дыханием и состоянием здоровья. В следующих параграфах исследуются упражнения по методу Бутейко и их обоснование.
Существует распространенное мнение, что чем больше воздуха мы дышим, тем мы здоровее.Мало кто осознает, что для увеличения кровотока и доставки кислорода к тканям необходимо замедлить дыхание, чтобы в организм поступало меньше воздуха. Вы знаете, что в легкие набираете меньше воздуха, чем обычно, когда испытываете терпимое чувство голода. В течение нескольких минут продолжающегося замедления дыхания, чтобы почувствовать голод по воздуху, температура тела повышается, указывая на улучшение кровообращения. В то же время во рту образуется водянистая слюна, что традиционно наблюдается в йоге как активация реакции тела на расслабление.
В 1957 году украинский доктор Константин Бутейко заметил, что у нездоровых людей заметно дыхание во время отдыха. Их дыхание часто осуществляется через рот, используя верхнюю часть грудной клетки с частотой дыхания и объемом больше, чем обычно.
С другой стороны, у здоровых людей дыхание во время отдыха ровное, легкое и спокойное. Их дыхание осуществляется через нос, за счет диафрагмы, с нормальной частотой и объемом дыхания.
На протяжении четырех десятилетий Dr.Бутейко разработал программу, предназначенную для нормализации объема дыхания. Используя медленное дыхание и задержку дыхания после выдоха, цель состоит в том, чтобы в легкие поступало меньше воздуха. При регулярной практике в течение нескольких недель дыхание нормализуется, что приводит к улучшению ряда распространенных жалоб, таких как астма, ринит, беспокойство, панические атаки и нарушения сна.
Дыхательные упражнения Бутейко не отличаются от упражнений, выполняемых йогами. Во время своих исследований д-р.Бутейко обратился к восточным методам дыхания и объединил их с наукой западной медицины. Упражнения Бутейко более прямые и специально адаптированы для каждого ребенка и взрослого, независимо от состояния. От человека, страдающего тяжелой астмой и паническими атаками, до здорового взрослого человека, программа доступна в зависимости от возраста и состояния здоровья.
Центральным элементом метода является измерение, называемое контрольной паузой. Это включает в себя определение того, как долго вы можете комфортно задерживать дыхание после выдоха.Контрольная пауза менее 25 секунд — это плохо, а от 25 до 35 секунд означает, что есть возможности для улучшения. Цель состоит в том, чтобы достичь комфортной задержки дыхания в 40 секунд. Средняя контрольная пауза у студентов, посещающих наши клиники, составляет около 15 секунд. Студенты посещают занятия, чтобы помочь избавиться от астмы, беспокойства и проблем со сном. С каждым 5-секундным улучшением контрольной паузы дыхание становится легче, и учащийся чувствует себя лучше.
Клиническая методика Бутейко состоит из семи упражнений с множеством вариаций.Основа метода — дышать только носом как днем, так и во сне. Носовое дыхание, когда язык находится в нёбе, помогает увеличить проходимость дыхательных путей. Это снижает риск проблем со сном, включая обструктивное апноэ во сне. Сначала, когда ученик переключается на носовое дыхание, он может испытывать чувство, что ему не хватает воздуха. Это чувство воздушного голодания быстро проходит с практикой дыхательной гимнастики Бутейко. Нормальный физиологически способ дыхания человека — вход и выход через нос.Дыхание ртом — это просто дурная привычка, часто вызываемая заложенным носом. Первое упражнение по методу Бутейко включает задержку дыхания для снятия заложенности носа, позволяя ребенку или взрослому переключиться на носовое дыхание на постоянной основе.
Дыхание через нос — отличное начало для улучшения здоровья. Однако этого недостаточно. Также важно, чтобы объем дыхания был нормальным и регулярным. Упражнения со 2 по 7 специально разработаны, чтобы помочь учащимся изменить характер своего дыхания, чтобы открыть дыхательные пути, улучшить кровообращение и доставку кислорода по всему телу.
В различных книгах, вебинарах и онлайн-курсах обучения, предлагаемых Buteyko Clinic International, дыхательные упражнения перечислены следующим образом:
Дети, дышащие ртом | Бутейко
Помимо попадания в легкие большего количества пыли, пыльцы и другого мусора, дыхание через рот может вызвать у растущего ребенка самые разные физические проблемы.
Если ваш ребенок привык постоянно дышать ртом, вы можете с полным основанием ожидать, что произойдут некоторые из следующих событий:
- Язык действует как фиксатор естественного зуба, когда рот закрыт, мягко подталкивая верхние зубы в их правильное положение.Когда рот открыт, язык лежит на дне рта, а не на крыше, и когда это делается постоянно, верхняя челюсть сужается, заставляя зубы расти вперед или перекрывать друг друга. Это может привести к необходимости использования скоб для исправления прикуса.
- Дыхание через рот высушивает слюну, которая важна для здоровья зубов и десен, а также для запуска процесса пищеварения. Если во рту не хватает защитной слюны, зубы и десны подвержены разрушению и инфицированию.
- Дыхание через рот позволяет избежать фильтрации микробов, пыльцы и других загрязняющих веществ, возникающей при дыхании через нос. Нос также согревает и увлажняет воздух, что делает его идеальным для нежной и нетронутой ткани легких.
- Поскольку голова должна немного отклоняться назад, а туловище опускается посередине, чтобы уравновесить опущенную челюсть, дыхание через рот может привести к боли в шее, плечах или челюсти из-за неправильной осанки.
- Плохая осанка затрудняет процесс глотания.
- Дыхание через рот обычно увеличивает объем вдыхаемого воздуха, что обычно приводит к заложенности носа и утверждению: «Я должен дышать через рот, потому что мой нос всегда заложен».
У моего ребенка всегда заложен нос
Кажется, что некоторые функции организма работают хорошо, только когда вы ими пользуетесь, и дыхание через нос не исключение. Обычно нос остается чистым, если вы дышите через него, но чем больше вы дышите через рот, тем сильнее становится заложенность носа.
В ходе клинических испытаний было доказано, что методы дыхания Бутейко значительно улучшают контроль астмы, и первое упражнение, преподаваемое на этих курсах, — простое, которое было разработано российским врачом Константином Бутейко, чтобы помочь прочистить заложенный нос:
- Сесть в кресло
- После нормального выдоха закройте рот, если он открыт.
- Перед тем, как снова вдохнуть, зажмите ноздри пальцами одной руки и осторожно кивайте головой, пока не почувствуете желание дышать.
- Держите рот закрытым и уберите руку от носа.
- Дышите мягко и нежно через нос
Если нос недостаточно чистый, чтобы легко дышать, повторите до четырех раз.
Когда ваш ребенок научится дышать носом, поговорите о том, насколько это естественно и важно. Когда вы наблюдаете за животными, которые наиболее похожи на людей, вы заметите, что они всегда дышат через нос. Даже животные, которые не имеют ничего общего, такие как лошади и олени, всегда дышат через нос, а эти животные славятся своей скоростью.
Так что заставьте вашего ребенка бегать, как олень, или «нюхать цветы», чтобы он привык пользоваться своим носом по назначению. Учите их, что если они будут дышать через рот столько же, сколько едят через нос, они встанут на правильный путь к хорошему здоровью. Если вы не можете этого сделать, обратитесь к местному практикующему врачу Бутейко, чтобы он научил вашего ребенка правильно дышать. Это самая важная функция всего тела, лежащая в основе всех остальных функций.
Дыхательная гимнастика для детей с астмой
Фон
Астма — хроническое (стойкое) воспалительное заболевание легких, которое может приводить к обструкции (закупорке) воздушного потока, вызывая затруднение дыхания. Высокая распространенность астмы во всем мире стала проблемой общественного здравоохранения из-за больших затрат на здравоохранение, связанных с госпитализацией и лекарствами. Более того, астма — самое распространенное хроническое заболевание детского возраста. Дыхательные упражнения — это немедикаментозное лечение, которое обычно используется при лечении людей, страдающих астмой.Дыхательные упражнения направлены на контроль симптомов гипервентиляции (избыточного дыхания) при астме и могут включать метод Папворта, технику дыхания Бутейко, йогу или любой другой аналогичный метод, направленный на изменение модели дыхания.
Вопрос для повторения
Мы хотели изучить доказательства воздействия дыхательных упражнений на детей, страдающих астмой.
Ключевые результаты
Мы нашли три исследования с участием 112 детей с легкой и тяжелой астмой.Во всех включенных исследованиях сравнивали дыхательные упражнения как часть более комплексного лечения (тренировка инспираторных мышц, упражнения на расслабление, упражнения на выносливость, ритмические мобилизационные упражнения, вибрации, перкуссию, технику форсированного выдоха) с контролем. Размер исследований варьировался от 28 до 60 детей. Выборки состояли из стационарных и амбулаторных пациентов. Контрольные группы получали разное лечение: одна получала плацебо (имитирующее) лечение, одна — образовательную программу и назначения к врачу, а одна не была описана.Мы не обнаружили первичных результатов (показателей качества жизни, симптомов астмы и побочных эффектов лечения), которые были бы представлены в качестве сравнения между группами лечения и контрольной группой.
Качество доказательств
Во включенных исследованиях было в целом небольшое количество участников и сессий. Ни одно из включенных в обзор исследований не сравнивало только дыхательные упражнения с контролем. Вместо этого дыхательные упражнения были частью пакета лечения и сравнивались с контролем. О методах, используемых для проведения исследований, сообщалось не так хорошо, как хотелось бы, и поэтому не было ясности в отношении качества испытаний.В целом, мы оценили включенные исследования как имеющие неясный риск систематической ошибки, а качество доказательств, включенных в обзор, было низким.
Заключение
Мы не смогли сделать достоверных выводов относительно использования дыхательных упражнений у детей с астмой в клинической практике.
Астма, дети и метод Бутейко — Новости и обзор врачей-натуропатов
Лечение детей с астмой
Sussanna C. Cheranko, ND
Родители детей-астматиков знают только душераздирающую, пугающую беспомощность, которая наступает, когда ваш ребенок не может дышать, а больница находится в нескольких милях от них.Дети умирают от астмы реально. Ежегодно в США происходит более 400 случаев смерти детей от астмы. Мы много знаем о том, кто страдает астмой, о ее экономическом влиянии на наши системы здравоохранения и о том, как растет использование фармацевтических препаратов в условиях этой эпидемии.
Распространенность астмы в Северной Америке увеличивается среди всех возрастных, половых и расовых групп, несмотря на появление новых фармацевтических препаратов, призванных спасти положение.
В 1998/99 году у 10,7% детей и подростков в Канаде была диагностирована астма.
Более 4,8 миллиона американских детей страдают астмой, что составляет треть всех педиатрических обращений за неотложной помощью.
Распространенность выше среди детей мужского пола, но девочки умирают от астмы чаще, чем мальчики.
В США от астмы ежегодно умирает более 5500 человек (более 400 — дети).
Астма — это основная причина пропусков занятий в школе, общая сумма которых превышает 10 миллионов учебных дней.
Что вызывает наибольшую тревогу, так это то, что 80–90% детей, у которых развивается астма, находятся в возрасте до пяти лет.
Астма — это комбинация 3 физиологических событий, обычно происходящих одновременно:
1. бронхоспазм
2. набухание мембран, выстилающих дыхательные пути, сужение их
3. усиление слизи
Когда дыхательные пути сужаются, спазмируются и закупориваются слизью, ужасающее чувство одышки заставляет астматика дышать как можно глубже и быстрее. Попытка вдохнуть как можно больше воздуха, когда мы не можем дышать, — естественная реакция.Однако эффект отскока заключается в том, что мы переедаем. С 18 века, когда кислород был открыт как носитель жизни, а углекислый газ — не что иное, как отработанный газ, который необходимо выдыхать, со временем в нашем человеческом сознании сложились сильные ассоциации, что вдыхание большего количества воздуха полезно для нас. . По сути, вера в то, что кислород и углекислый газ образуют своего рода двойственность, в которой кислород считается хорошим, а углекислый газ — вредным для нашего здоровья, сохраняется с 18 века.Однако исторически сложилось так, что такие ученые, как Холдейн (1905), время от времени признавали, что и O2, и CO2 вносят вклад в динамику здоровья. Бутейко, российский ученый-медик, конечно же.
В 1951 году этот молодой российский интерн-медик пришел к выводам, отличным от общепринятых, после того, как его отправили в исследование, в котором наблюдали за неизлечимо больными пациентами и их респираторными паттернами. Константин Бутейко отметил, что когда люди собирались умирать, у них увеличивалась частота дыхания и глубина дыхания.Он мог предсказать время их смерти на основе их дыхания. В любом случае, он провел 45 лет, изучая влияние дыхания на здоровье, и наблюдал более 150 заболеваний, связанных с чрезмерным дыханием или гипервентиляцией у людей. По его мнению, астма вызывается чрезмерным дыханием, и этот вывод лежит в основе теории Бутейко и его терапии. Другие болезни, такие как гипертония, диабет I типа, панические атаки, апноэ во сне, эндометриоз и т. Д., Были облегчены с помощью его метода дыхания.Даже храпящие перестают храпеть после того, как выучили дыхательные упражнения.
В то время как медицина делит людей на разные типы астмы: например, Из-за физических нагрузок, эмоциональных, экологических, аллергических, неаллергических и идиопатических заболеваний Бутейко игнорирует эти ярлыки и устраняет причину астмы. У каждого астматика есть свой уникальный стимул для астматических симптомов. «Минутный объем», который измеряет вентиляцию легких (то есть количество вдыхаемого воздуха в минуту у здорового человека составляет в среднем 4-6 литров в минуту).Исследования показывают, что астматики могут дышать в среднем 14 литров в минуту, что достаточно для 2-4 человек.
Прежде чем я начал изучать подход Бутейко в Канаде и Великобритании, я изучал диетические дневники, физическую активность, присутствие курильщиков в доме, воздействие токсичных веществ окружающей среды и семейный анамнез при рассмотрении стратегий работы с астматическими пациентами. Я учил своих пациентов менять их диету; заботиться о том, чтобы не переборщить с упражнениями; информировал семью о вторичном табачном дыме; исключены фталаты, растворители, пластмассы и химические вещества в доме; обучал диафрагмальным дыхательным упражнениям; прописал небулайзеры глутатиона, травы и пищевые добавки.Я действительно видел результаты… иногда.
Изучив Бутейко, я теперь смотрю, как дышит пациент, и исправляю это с помощью простых дыхательных упражнений. Мое понимание дыхания было вывернуто наизнанку. Углекислый газ не является отходящим газом, но необходим для регулирования многих систем нашего организма. Вместо того, чтобы учить пациентов делать глубокие вдохи, метод Бутейко учит пациентов меньше дышать. Мой клинический опыт на сегодняшний день подтвердил для меня, что трёхлетнему ребенку можно научить упражнениям так же легко, как и взрослому, с поразительными результатами.
Обучение пациентов подходу Бутейко носит дидактический и интерактивный характер. Занятия по Бутейко продолжительностью 1,5 часа продолжаются от 5 до 6 дней. Родителям рекомендуется сопровождать своих детей во время занятий. Участников обучают упражнениям, которые отрабатываются между занятиями. К концу недели астматические симптомы значительно уменьшаются.
Одно из первых исследований, проведенных за пределами России, было проведено в Австралии в 1994-5 годах. Тридцать девять человек с тяжелой астмой были разделены на две группы.Одной группе обучали дыхательным упражнениям Бутейко, а группе плацебо давали общее образование по астме, обучали упражнениям на расслабление и брюшному дыханию. Через 6 недель группа Бутейко сократила использование ингаляторов на 90%, а группа плацебо — на 5%. Через 3 месяца в группе Бутейко сохранялось сокращение использования ингаляторов на 90%, в то время как в группе плацебо их использование увеличилось на 9%. Использование стероидов сократилось на 49%, а группа плацебо осталась той же, что и до испытания. Восемьдесят процентов астматических симптомов были облегчены в группе Бутейко, тогда как в группе плацебо наблюдались обострения симптомов.
Метод дыхания Бутейко впервые появился в Северной Америке. Существует менее дюжины практикующих. Дети-астматики, которые изучают этот метод, значительно улучшают свое здоровье в течение самой недели после изучения этого метода. Родители с облегчением покидают курсы Бутейко, зная, что у их детей есть методы борьбы с астмой.
Мое знакомство с Бутейко было совершенно случайным. Меня пригласили на вводную лекцию, и мне было интересно узнать о новой технике русского дыхания.Я обучил сотни пациентов диафрагмальному дыханию с положительными результатами. А потом я лично испытал на себе травматические последствия серьезного лобового столкновения с автомобилем. У меня была хроническая изнуряющая усталость и травмы мозга, которые ограничили мою способность продолжать заниматься натуропатией на полную ставку. Перепробовав все, что могут предложить натуропатия и другие методы лечения, я настаивал на упражнениях Бутейко. Недостающие части встали на свои места. Бутейко чаще всего ассоциируется с астмой, но, судя по моему личному опыту, Бутейко может многое предложить нашей современной склонности к стрессу.Гипервентиляция лежит в основе всех состояний и болезней, вызванных стрессом.
Dr Sussanna Cheranko ND BBE
Сусанна Черанко, Северная Дакота, окончила CCNM в 1994 году после изучения кинезиологии в Университете Ватерлоо. Она прошла обширную подготовку в области гомеопатии, техники Боуэна, гидротерапии, метода боди-центрированной терапии Хендрикса и специализированного последипломного обучения токсичности окружающей среды и детоксикации. Сусанна и ее партнер живут в сельской местности с огромным количеством животных, включая 15-футового медведя-хранителя.Страсть к тому, чтобы поделиться своими лечебными навыками и интересами, недавно была усилена восстановлением после серьезной автомобильной аварии. Она писала и читала лекции от Юкона до Квебека по многим вопросам здоровья, а также в прошлом была членом Совета Канадской ассоциации натуропатов и CCNM.
Скоро появятсяуроков по методу Бутейко, которые станут мощным дополнением к натуропатической практике.
Объявления
Inspirewell-Buteyko Breathing-Stroud-UK
Что такое Buteyko Breathing?
Дыхательная техника Бутейко (Бу-тай-ко) состоит из серии дыхательных упражнений.Его разработал украинский профессор Константин Павлович Бутейко, который понял, что существует связь между дыханием и общим состоянием здоровья. Он задался вопросом, изменилось ли дыхание пациентов из-за обострения болезни, или это было связано с особенностями дыхания, которые способствовали болезни. Он разработал эти дыхательные упражнения, и его методы затем распространились на Запад в 1990-х годах.
Цели дыхания Бутейко
Целью дыхания Бутейко является обеспечение того, чтобы вы дышали через нос, а не через рот, и набирали нужное количество воздуха.Проблемы с дыханием могут привести к чрезмерному дыханию и хронической гипервентиляции. Многие люди автоматически склонны дышать, когда у них появляются симптомы астмы, панические атаки, стресс или во время физических упражнений.
В этих ситуациях упражнения Бутейко дают вам навыки, позволяющие правильно дышать, и это предотвращает развитие порочного круга чрезмерного дыхания, который может привести к одышке, хрипу или кашлю или усилению панических атак.
Бутейко Для детей
Дети, которые дышат ртом, могут быть более предрасположены к увеличению аденоидов и миндалин, склеиванию ушей, респираторным инфекциям, астме, аллергии и хроническому кашлю.
Если ваш ребенок плохо спит ночью из-за закупорки дыхательных путей, недостаток сна может отрицательно сказаться на его росте и успеваемости. Есть предположения, что некоторым из этих детей ошибочно ставят диагноз синдрома дефицита внимания (СДВ) и гиперактивности.
Метод «Дыхание Бутейко» обучает детей простым и легким в освоении дыхательным упражнениям, которые выполняются ежедневно. Если у вашего ребенка астма или он дышит ртом, я бы порекомендовал заглянуть на сайт Buteyko International, так как у Патрика Маккеуна есть свой однострочный детский курс, доступ к которому можно получить бесплатно. https://buteykoclinic.com/buteykochildren/
Если вам нужна дополнительная информация или вы считаете, что онлайн-курс не подходит для вас и вашего ребенка, свяжитесь со мной.
Получу ли я пользу от дыхания Бутейко?
Некоторые признаки того, что вам или вашему ребенку может помочь дыхательная система Бутейко —
-Астма
— Апноэ во сне
-Дыхание через рот
-COPD
-Тревога и панические атаки
-Повышение физической формы и производительности.
Что происходит на встрече?
Оценивается ваше дыхание, и берется базовый балл для измерения вашего улучшения.Первое, что вы узнаете или заново научитесь, — это как дышать через нос. Это может быть труднее, чем кажется, если вы привыкли дышать ртом. Обучаемые упражнения разработаны, чтобы помочь вам очистить ноздри до того, как вы начнете носовое дыхание, и упражнения разрабатываются с течением времени.
Партнерство
Существует множество доказательств того, что дыхательные упражнения имеют реальные долгосрочные преимущества при многих состояниях, и многие врачи все больше осознают их. Однако важно, чтобы вы не меняли или не изменяли свое лекарство без консультации с вашим терапевтом.
Дыхательные упражнения для детей — Здоровье детей
Для большинства из нас дыхание — это автоматический процесс, который мы почти не замечаем. Однако простой вдох и выдох может иметь большое влияние на наше настроение и мысли. Глубокое дыхание давно используется как метод релаксации и помогает как детям, так и взрослым.
«Обучая детей дыхательным упражнениям, мы даем им ценный инструмент в их арсенале», — говорит Стефани Ричардсон, LCSW, руководитель группы социальной работы в отделении неотложной помощи Детского здравоохранения℠.»Дети могут использовать глубокое дыхание, чтобы помочь им в течение дня, независимо от того, чувствуют ли они себя подавленными или тревожными, нуждаются ли они в расслаблении или засыпании, успокаивают свое тело после тренировки или даже просто делают паузу и восстанавливают силы, когда они полны энергии. »
Узнайте больше о дыхательных упражнениях для детей, которые помогают снизить стресс и беспокойство и улучшить общее самочувствие.
Как дыхательные упражнения могут помочь детям и подросткам?
Дыхательные упражнения могут помочь детям и подросткам по:
- Расслабление тела
- Перефокусировка ума
- Снижение стресса и беспокойства
- Снижение пульса
- Повышение уровня кислорода в организме, оказывающее успокаивающее действие
Сделайте глубокий, осознанный вдох, чтобы успокоить человека физически и морально.Техники глубокого дыхания активируют парасимпатическую нервную систему (часть нервной системы, которая контролирует реакцию на стресс), а также перенаправляют ум на простую задачу, отвлекая от тревожных мыслей.
Какие виды дыхательных упражнений для детей?
Существует множество различных типов дыхательных упражнений, которые могут побудить детей делать глубокие вдохи. Примеры дыхательных упражнений для детей включают дыхание перьями, дыхание воздушным шаром, дыхание пузырями или счет вдохов.
Дыхание животом (также называемое диафрагмальным дыханием) — одно из самых легких дыхательных упражнений для детей, потому что здесь не требуются никакие вспомогательные средства, и эту технику можно использовать в любое время и в любом месте. «Дети и подростки могут применять дыхание животом где угодно, не привлекая к себе внимания, независимо от того, начинают ли они беспокоиться в школе или с друзьями», — говорит Ричардсон. «Это быстрый способ успокоиться в данный момент, например, перед тренировками, во время соревнований или просто когда они нервничают.«
Как можно научить ребенка дыханию животом?
Вот шаги по обучению и практике глубокого дыхания животом с вашим ребенком:
- Попросите ребенка нормально дышать и заметить, как он себя чувствует в данный момент.
- Попросите ребенка положить одну руку ему на живот (над пупком), а другую руку на верхнюю часть груди.
- Скажите ребенку, чтобы он сделал глубокий вдох через нос, наполняя легкие воздухом вниз к животу.
- По мере того, как их живот расширяется вверх и в стороны, обратите внимание, что их нижняя рука поднимается.
- Затем скажите ребенку, чтобы он медленно выдохнул через рот, чувствуя, как нижняя рука снова опускается вниз.
- Чтобы стимулировать медленный выдох, вы можете попросить ребенка притвориться, что он задует свечи, зажать рот рукой, чтобы почувствовать дыхание, или даже шуметь на выдохе.
- После нескольких глубоких вдохов животом спросите ребенка, как он себя чувствует и заметили ли какие-либо изменения.
Если рука вашего ребенка на груди — единственная рука, движущаяся вверх и вниз во время дыхания, побудите его сосредоточиться на продвижении воздуха глубже в живот. Неглубокое грудное дыхание больше связано с тревожным дыханием.
По мере того, как ваш ребенок учится дыханию животом, может помочь ему лечь на спину во время дыхательного упражнения. Вместо рук вы можете положить им на живот какой-нибудь предмет, например, маленькую мягкую игрушку или книгу, и попросить их попытаться заставить этот предмет подниматься и опускаться во время дыхания.
Другие советы по дыханию животом для детей
Практикуйтесь, когда ребенок спокоен
Одна из самых важных вещей, о которых следует помнить при обучении дыханию животом, — это практиковать, когда ваш ребенок спокоен. Практикуя, когда ребенок чувствует себя хорошо, он сможет использовать этот инструмент в моменты стресса или беспокойства. Ричардсон рекомендует заниматься ночью перед сном и говорит, что это может превратиться в ночной распорядок, который поможет вашему ребенку заснуть, независимо от того, тревожится он или нет.
Старт молодой
Глубокое дыхание — ценный инструмент для детей всех возрастов. Хотя маленьким детям, например, малышам, может быть трудно понять концепцию дыхания животом, родители могут начать с того, что научат их замедлять дыхание, когда они расстроены или сердиты. Дети младшего школьного возраста будут лучше подготовлены к изучению основ дыхания животом.
Использование подсчета
Когда ваш ребенок практикует дыхание животом, посоветуйте ему сосчитать до трех на вдохе, сделайте небольшую паузу и затем выдохните, считая до четырех.В зависимости от возраста вашего ребенка или его способности к дыханию он может дольше считать. Фактическая длина вдоха и выдоха не так важна, как замедление дыхания и сосредоточение внимания на этой задаче.
Адаптируйтесь к тому, что лучше всего подходит вашему ребенку
Родители могут увидеть, что лучше всего подходит для их ребенка, обучая и выполняя дыхательные упражнения. Нет необходимости практиковать глубокое дыхание одним точным или правильным способом. «Делайте то, что заставляет вашего ребенка чувствовать себя наиболее комфортно, потому что это цель», — поощряет Ричардсон.«Чем комфортнее ваш ребенок себя чувствует при выполнении дыхательного упражнения, тем больше вероятность, что он воспользуется этой техникой, когда в ней будет больше всего необходимости».
Простой вдох и выдох может иметь большое влияние на настроение. @Childrens объясняет преимущества глубокого дыхания животом для детей и подростков.
Подробнее об управлении стрессом и тревогой
Стресс может проявляться по-разному и влиять на здоровье ребенка. Ознакомьтесь с советами по выявлению и преодолению стресса у детей и подростков, а также узнайте больше о наших комплексных услугах детской психиатрии и психологии для поддержки психического здоровья детей.
Вы также можете получить эмоциональную помощь и поддержку, не выходя из дома, с помощью программы Virtual Visit Behavioral Health. Записавшись на прием к специалисту по охране психического здоровья, вы можете поговорить с сертифицированным психиатром или лицензированным терапевтом, используя видеотехнологию. Узнайте больше о поведенческом здоровье виртуального посещения.
Зарегистрироваться
Следите за новостями о здоровье, которые важны для ваших детей. Подпишитесь на рассылку новостей здоровья детей и получайте больше советов прямо на ваш почтовый ящик.
(PDF) Влияние дыхательных упражнений Бутейко и тренировок по йоге на функции легких и функциональные возможности у детей с бронхиальной астмой: рандомизированное контролируемое исследование
Международный журнал исследований по терапии и реабилитации, 2017 г .; 6 (1): 148-153
мир [2]. Однако распространенность среди
детей школьного возраста из Египта составляет 7,7%. [4]Раннее и мощное лечение астмы является ключевым для
успокоения симптомов и предотвращения приступов астмы.
Лечение астмы может варьироваться от противовоспалительных
и ингаляторов бронходилатирующей астмы до пероральных лекарств
до лекарств от астмы, передаваемых в небулайзере для астмы или дыхательном аппарате
. [5]
Дыхательный метод Бутейко — это дыхательная терапия
, которая использует упражнения для контроля дыхания и задержки дыхания
для лечения различных состояний здоровья
, связанных с гипервентиляцией и низким содержанием углекислого газа
.[4] Есть много причин, по которым дыхательные техники
, используемые в методе Бутейко, работают. Эти
причин включают изменение симптомов и
улучшенное чувство контроля, улучшенную биомеханику дыхания
, положительные эффекты дыхания с низким объемом. [6]
Дыхательные упражнения йоги, используемые в сочетании
со стандартным фармакологическим лечением, значительно улучшают легочные функции и функциональную способность.
Дыхательные упражнения йоги могут уменьшить количество лекарств, так как
корректирует вегетативный дисбаланс, контролирует частоту дыхания
и впоследствии регулирует различные физиологические параметры
. [7,8]
Клинические испытания показывают, что люди, принимающие
по методу Бутейко и лечение йогой, могут
значительно уменьшить лекарство без ослабления их
емкости легких или контроля астмы, хотя никакие исследования
не выявили целевых показателей. изменения функции легких.[9]
Хотя преимущества респираторных методов,
использование этих режимов упражнений в лечении детей
с бронхиальной астмой в настоящее время недостаточны, и их клинические эффекты
еще не выявлены. Таким образом, текущее исследование
было направлено на сравнение влияния дыхательных упражнений бутейко
и занятий йогой на функцию легких
и функциональные возможности у детей с бронхиальной астмой
.
МЕТОДЫ
Перед началом первой оценки опекунов
попросили подписать форму согласия, если они приняли
, чтобы позволить своим детям участвовать в этом исследовании. Это согласие
было одобрено этическим комитетом
факультета физиотерапии Каирского университета,
Египет. Дизайн исследования:
. Исследование представляло собой рандомизированное контролируемое исследование с предварительным и послетестовым дизайном групп
.Настоящее исследование
было проведено в амбулаторной клинике физического факультета
терапии Каирского университета, Египет.
Субъекты:
Сорок детей с бронхиальной астмой легкой и средней степени
, их возраст варьировался от 7 до 12 лет, и
их индекс массы тела от 15 до 18 кг / м2, [
рассчитано с использованием та же формула, что и ИМТ для взрослых
(вес (кг) / [рост (м)] 2). [10]]. Они были выбраны из
больницы Абу-Эль-Риш, Каирский университет.Для включения
в это исследование дети должны были посетить клинику с интервалами 6
месяцев в течение как минимум 1 года (три посещения). Также были включены
детей с учащенным дыханием, дыханием через
сжатых губ, поднятием плеч к ушам
во время вдоха и хрипом или кашлем.
Дети, которые ранее дышали в анамнезе
прошли переподготовку, страдали любым другим хроническим заболеванием или
принимали какие-либо противовоспалительные препараты от астмы за три
месяцев до этого исследования, и дети с ожирением были исключены.Кроме того, у них не было ни ассоциированных врожденных пороков сердца
, ни опорно-двигательного аппарата.
Процедуры:
Первичным критерием результата этого исследования
была функция вентиляции; вентиляционная функция составила
, измеренная с помощью электронного спирометра.
Спирометр — лучший метод диагностики и лечения астмы
. Это наиболее часто используемая процедура
для оценки емкости легких.[11,12] Были зарегистрированы следующие
параметров: объем форсированного выдоха в
в первую секунду (FEV1), форсированная жизненная емкость легких (FVC),
(FEV1 / FVC) и остаточный объем (RV). [13]
Ограниченная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) может быть проверена
, попросив ребенка сделать максимально глубокий вдох, который он может
, а затем как можно сильнее выдохнуть на датчик
и как можно дольше , в идеале не менее 6
секунд.Иногда сразу следует быстрый вдох
(вдох), во время теста можно использовать мягкие зажимы для носа
, чтобы противодействовать выходу воздуха через нос
. Мундштуки с фильтрами можно использовать для противодействия распространению
микроорганизмов. [14]
Процедуры форсированного выдоха (FET), при которых
измеряют ОФВ1 и ОФВ1 / ФЖЕЛ, начались после 2-минутного перерыва
после предыдущего теста. После демонстрации ребенку процедуры
, его поместили в положение стоя
и попросили использовать мундштук
и зажим для носа по сравнению с техникой VC.Затем
после 3 циклов прекращения дыхания ребенку было предложено
вдохнуть столько воздуха, сколько он может, а затем сильно и быстро выдохнуть
весь объем воздуха и поддерживать выдыхание
до тех пор, пока он не почувствует, что существует в легких не было воздуха.
После окончания форсированного выдоха без колебаний последовало форсированное вдохновение
. ОФВ1 и ФЖЕЛ были зарегистрированы как
. ОФВ1 / ФЖЕЛ рассчитывали на основе этих значений,
, продолжительность этой методики составляла около 5-10 минут.
[15] Вторичными критериями результата были шесть тестов
минут ходьбы. Это простая и жизнеспособная стратегия
для оценки функциональной емкости (FC),
, которая дает данные о функциональном состоянии, использовании кислорода
, толерантность к физической нагрузке и выживаемость пациентов
в соответствии с результатами теста. [16]
Во-первых, ребенка просили посидеть неподвижно на сиденье
, расположенном близко к начальной позиции, менее чем за 10 минут до начала теста.В течение этого времени
проверьте наличие противопоказаний, измерьте сердцебиение
и пульс, а также убедитесь, что платье и обувь соответствуют требованиям.
Заполните основную часть рабочего листа, после чего
пациент встал, установите счетчик кругов на ноль, а часы
на 6 минут.